Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно» расположен на юге Москвы и включает в себя дворцовый ансамбль, оранжереи, исторический пейзажный парк с прудами и павильонами.
Кроме того, в Царицыно оборудованы новые парковые зоны с цветниками и светомузыкальным фонтаном. Территория музея-заповедника занимает 405 гектаров.
История создания и возрождения
В России нет другой царской резиденции с такой сложной и драматичной судьбой, как Царицыно. История создания, разрушения, забвения и возрождения усадьбы, как зеркало, отражает зигзаги нашей большой истории со всей ее непредсказуемостью и категоричностью. Первые сведения об этих землях, окрестностях села Коломенское, относятся к XVI веку.
В 1590- х годах они принадлежали семейству Годуновых и носили малопривлекательное название «Черная Грязь». Поменяв в течение столетия целый ряд владельцев, в 1711 году имение было пожаловано Петром I молдавскому князю Дмитрию Константиновичу Кантемиру за его помощь в борьбе с османами.
Поселившись в России, Кантемир прославился как ученый-востоковед, историк и философ. Кантемиры владели Черной Грязью до 1775 года, об этом времени в современной усадьбе напоминает однокупольная каменная церковь, освященная в честь иконописного образа Божией Матери «Живоносный Источник».
Храм открыт для верующих, построен в XVIII веке в стиле елизаветинского барокко. Включает восьмерик на четверике, трапезную и колокольню. Приделы – великомученика Димитрия Солунского и Казанской иконы Божией Матери.
Памятник известному государственному деятелю Молдавии и России Дмитрию Кантемиру установлен в Царицыне в 2014 году – это дар Молдовы. Авторы памятника – скульптор Константин Константинов и архитектор Вячеслав Бухаев.
В 1775 году судьба усадьбы делает резкий поворот: хозяйкой земель становится императрица Екатерина Вторая. Она жила этим летом по соседству в Коломенском и во время длительных прогулок по окрестностям восхищалась живописностью кантемировского владения. Первым делом царица изменила название – поместье стало именоваться вполне логично Царицыно.
Царица предполагала расположить здесь роскошный дворец, парк с павильонами, искусственные руины и гроты. С начала 1776 года по 1785 год были построены: два дворца, соединенные галереей с ажурной аркой ворот, Хлебный дом, Оперный дом, Первый и Второй Кавалерские корпуса, фигурные мосты через овраги.
Одновременно разбили великолепный пейзажный парк. Здания возводились в готическом стиле и отличались сочетанием красной кирпичной кладки и белокаменных цоколей. Замысел архитектора Баженова был необычен, он сделал центром усадьбы два дворца: один – для императрицы, а второй – для наследника Павла.
Здания планировалось соединить оранжереей. Кроме того, вокруг зодчий предполагал строительство целого городка – россыпь построек для придворной знати, домиков для прислуги, павильонов, декоративных сооружений, мостов. Но идеи архитектора остались на бумаге. Дворцы и Кавалерский корпус были снесены, контуры фундамента баженовского строения можно увидеть перед современным Большим дворцом.
В 1785 году Екатерина приказала отстранить Василия Баженова от строительства, заменив его Матвеем Казаковым, другом и учеником Баженова. Причины такого решения до сих пор порождают массу различных версий – от изменившихся монарших вкусов и потребностей до неприязни императрицы к масонским связям Баженова.
В любом случае отношения Екатерины, Баженова, Казакова и их влияние на судьбу Царицыно являются одной из самых драматичных страниц в истории русской культуры. Архитектор Казаков предложил свой вариант постройки ансамбля, сделав центром композиции Большой дворец, на возведение которого ушло десять лет.
Теперь Царицыно могло по торжественности и внушительности соперничать с официальными царскими резиденциями Петергофа или Царского Села. Протяженный, с башнями и высокими кровлями, фасад дворца-замка теперь безраздельно господствовал в ансамбле. Первоначальный – гармоничный и, возможно, более лиричныий образ Царицына был утрачен. Решающее значение приобрел парадный аспект.
В память об удивительной истории строительства ансамбля рядом с Большим дворцом в 2007 году сооружен двойной памятник Василию Баженову и Матвею Казакову – знаменитым авторам царицынского архитектурного чуда. Скульптура Леонида Баранова изображает двух зодчих во время обсуждения проекта ансамбля.
Однако в 1796 году произошла смена царств, на престол взошел Павел, и дворцово-парковый комплекс Царицыно не вызвал у него никакого интереса. В начале XIX века поместьем управлял П.С. Валуев, который приложил множество усилий для процветания царицынских оранжерей, затем царицынские земли стали любимым местом для дачников.
Но как архитектурный комплекс усадьба в течение XIX столетия пребывала в запустении, шедевры двух гениальных русских архитекторов превратились в руины, парк приобрел черты настоящего леса.
Советские власти обратили внимание на Царицыно только в 60-е годы ХХ века, когда были сделаны попытки спасти баженовское наследие, сначала им был дан статус памятников, затем, в 1993 году, территория царицынского ансамбля стала музеем-заповедником.
В 2005 году Царицынский комплекс стал городской собственностью, были восстановлены и благоустроены аллеи, реконструированы плотины и лодочные пристани, воссоздан Оранжерейный пруд. На Среднем Царицынском пруду открыт светодинамический фонтан – самый крупный в Москве.
В 2006–2007 годах отреставрированы Большой Царицынский дворец, «Хлебный дом», Башня-руина, парковые павильоны «Миловида» и «Нерастанкино», гротесковые мостики. В пейзажном парке вновь появилась садовая скульптура.
Достопримечательности музея-усадьбы
Царицыно пленяет посетителей не только своей историей и развлечениями, главным достоинством ансамбля остается красота архитектуры и ландшафта. Царицыно – уникальный пример гармоничного соединения западного и русского средневекового зодчества на строгой основе классицизма, такое было под силу только гению Василия Баженова.
Наслаждаться сказочной архитектурой царицынских строений можно как, созерцая целые площади и перспективы, так и подробно рассматривая причудливые детали орнамента, зубчики, башенки, аркады, кокошники. Удовольствие в любом случае обеспечено!
Главный архитектурный объект музея-усадьбы и самое большое строение ансамбля – Большой дворец Матвея Казакова. Он имеет трехчастную композицию, его главным украшением являются угловые башни с конусовидными куполами и шпилями, придающие дворцу вид средневекового замка.
Его основу составляют два равных крыла, квадратных в плане, предполагавшихся для покоев Екатерины II (правое крыло) и цесаревича Павла (левое). Оба крыла соединены средней частью, которая снаружи выглядит главным элементом здания — монументальным и величественным.
Дворец, несмотря на яркие псевдоготические черты (башни, стрельчатые арки) по своему решению близок канонам классицизма: строгая симметрия, трёхчастное деление фасадов, общее спокойствие и уравновешенность пропорций, монументальность. В шатровых завершениях башен присутствуют черты, восходящие к башням Московского Кремля.
Дворец в 2005-2007 годах был превращён в современный музейный комплекс. Сейчас он используется для экспозиций и выставок музея-заповедника «Царицыно», а также и концертов, проводящихся под патронатом музея.
Другая достопримечательность и самая крупная сохранившаяся постройка Баженова в Царицыно – Кухонный корпус, или Хлебный дом. Это название корпус получил благодаря горельефам – эмблемам в виде каравая с солонкой. Над ними размещается вензель из букв «Х» и «С» (хлеб-соль); «С» выполнена в форме калача, а «Х» напоминает скрещённые линейки.
Здесь проявился баженовский «театр архитектуры»: прозаические кухни скрываются под маской дворца. Хлебный дом уникален, ему присущ редкий по цельности и гармоничности художественный образ. Общее декоративное решение делает его похожим на североитальянские палаццо; одновременно Хлебный дом похож и на неприступные средневековые арсеналы.
В Хлебном доме, открытом в 2006 году, ныне размещены основные экспозиции музея-заповедника «Царицыно»; атриум используется как концертный и выставочный зал.
Шедевр отечественного мостового строительства – Большой мост через овраг (Готический мост) строился в 1778—1784 годах. Это самый крупный из сохранившихся мостов XVIII века. Он обладает уникальными художественными особенностями; мост производит впечатление цельности и гармоничности, массивная конструкция мастерски декорирована и визуально облегчена.
Утилитарное сооружение оформлено «не по статусу» богато. Стрельчатые арки центральной части моста имитируют порталы готических соборов; люкарны, розетты, орнаментальный пояс-зигзаг под карнизом создают неповторимую выразительную декорацию.
Архитектор выбирал местоположение моста с целью сделать его составной частью Берёзовой перспективы — одной из главных осей ансамбля. С Большого моста начинался дворцовый ансамбль: к нему подходило ответвление от Каширской дороги, идущей от Коломенского. С подъезда к мосту раскрывался северный фасад Царицына с ближних ракурсов.
Фигурный мост, построенный в 1776-1778 годах является продолжением Берёзовой перспективы, идущей от Большого моста через овраг к Малому и Среднему дворцам, соединяя её северную и южную части.
С западной стороны парка, при движении по Аллее через плотину между прудами, мост воспринимается как въездные ворота. Сейчас это главная аллея, ведущая к дворцовому комплексу; в XVIII веке — второй парадный въезд на территорию Царицына.
Краснокирпичный мост, возведённый по принципу виадука, декорирован богато и разнообразно: необычная кирпичная кладка образует геометрические рельефы, по бокам — белокаменные георгиевские кресты. Высокий парапет в обрамлении узких стрельчатых проёмов соединяет полукруглые башенки, которые завершаются декором «ласточкин хвост».
Три постройки царицынского ансамбля называются «Кавалерскими корпусами», однако названия эти весьма условны. Они появились в XIX веке. Постройки связывают размеры — все три Кавалерских корпуса невелики и построены в один этаж, и местоположение — все они нанизаны на ось, идущую вдоль Большого оврага и представляют собой «нижний ярус» северного царицынского фасада.
Постройки имеют ряд интересных архитектурных особенностей, в них выявилось то, что иногда называют баженовской «поэзией геометрии» — формы зданий решены с особой выдумкой.
Третий Кавалерский корпус отличается планировкой с круглым залом, который выходит наружу в виде полуротонды. Второй Кавалерский корпус имеет восьмиугольную планировку. Маленький Первый Кавалерский корпус также задуман по-особенному: он в плане имеет форму квадрата с изъятой со стороны угла трапециевидной частью.
Северную часть дворцовой площади замыкает храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник», расположенный между Вторым Кавалерским корпусом и Фигурным мостом. Это единственная постройка усадьбы Кантемиров, которую Баженов включил в свой ансамбль. Храм построен на месте деревянной церкви усадьбы Голицыных в 1722 году по повелению Дмитрия Кантемира.
Стилистически здание представляет собой характерную храмовую постройку елизаветинского барокко: восьмигранный центральный объём, устроенный по принципу «восьмерик на четверике» увенчан гранёным куполом; сдвоенные пилястры, волюты, оконные наличники акцентированы окраской в белый цвет.
Арка-галерея – декоративное сооружение, расположенное между Хлебным домом и Большим дворцом, построено в 1784—1785 годах в виде галереи, прерывающейся в середине аркой с шипами. Общий силуэт арки-галереи напоминает сказочную декорацию.
Необычны опоры арки — они богато украшены пирамидальными пинаклями, колоннами и белокаменными сердечками. Массивные башенки выглядят не столько опорами, сколько самостоятельными сооружениями; от этого лёгкое завершение арки, напоминающее терновый венец, смотрится как бы парящим в воздухе.
Эта арка — единственный в русской дореволюционной архитектуре пример перекрытия аркой в виде свободной дуги, не имеющей сверху нагрузки.
Одно из самых замечательных строений Баженова в Царицыне расположено на холме восточного берега Верхнего Царицынского пруда, поблизости от Фигурного моста. Холм-пирамида, унаследованный Царицыным от усадьбы Кантемиров, является интересным памятником паркового искусства XVIII века.
Садовники Кантемиров придали крутому склону холма правильную конусную форму, расположив полукруглыми террасами прогулочные дорожки между регулярными парковыми посадками. Вершину холма венчала деревянная беседка; в ней летом 1775 года Екатерина II проводила заседания Государственного совета.
Баженовский Малый дворец, построенный в 1776—1778 годах, стал естественным завершением холма, повторив его форму. Здесь проявилось высокое мастерство архитектора, нашедшего точные пропорции и формы, чтобы идеально вписать постройку в ландшафт.
В небольшом сооружении, размерами напоминающее парковый павильон, не сразу угадывается дворец: лишь великолепная белокаменная эмблема с вензелем императрицы в лучах славы, венчающая фасад, говорит об особом предназначении постройки. Здание имеет вытянутые, в готических формах, стрельчатые завершения окон.
Здание нерегулярно использовалось в XIX веке; к началу XX века дворец превратился в руину. Реставрация проводилась в 1989—1996 годах; теперь в его залах проводятся небольшие музейные выставки.
Средний дворец или Оперный дом — одна из лучших построек Баженова; его нередко сравнивают с гигантским резным ларцом для драгоценностей. Дворец возводился в 1776—1778 годах и предназначался для небольших официальных приёмов, проведения придворных церемоний, а также для театральных представлений и придворных увеселений Екатерины II.
Довольно крупное здание протяжённой формы производит впечатление цельности. За счёт тщательно проработанного декора его формы кажутся лёгкими, устремлёнными ввысь. Парапет, венчающий дворец, особенно сложен по рисунку, наряден и очень высок.
С южного и северного фасадов в него включены замечательные по своей графичности контурные белокаменные двуглавые орлы, подчёркивающие официальный статус здания. С восточной стороны в его центральной части имеется декоративный рисунок, напоминающий театральный занавес, со звёздами, кругами и планетарными знаками.
Название «Оперный дом» закрепилось за постройкой в XIX веке после того, как оно впервые появилось на одном из планов Царицына в 1816 году; оно связано с планировкой здания. Несмотря на устойчивое музыкальное название, музыка в нём никогда (до конца XX века) не звучала — на протяжении всей своей истории дворец никак не использовался.
Царицынский парк зимой и летом
Сегодня усадьба – крупнейший музейно-выставочный, природный, культурно-исторический и туристический комплекс российской столицы. Своим посетителям он предлагает экскурсии, развлекательные и образовательные программы.
Прогулки по парку – это самое приятное занятие для всех категорий посетителей Царицына, здесь есть что созерцать, есть о чем поразмышлять, и все это в действии, в движении. Царицынский парк – это небольшая дворцовая часть с несколькими мостами и воротами и огромная живописная пейзажная часть с павильонами, беседками, прудами, оранжереями.
В помещениях усадьбы и на придворцовой территории часто устраиваются городские праздники, представления и проводятся музыкальные концерты. На танцевальной площадке музея-заповедника «Царицыно» по пятницам можно самостоятельно организовать и провести творческое выступление.
Помимо участия в культурных программах, летом посетители Царицыно могут прокатиться на сегвеях и лодках. Зимой любителей развлечений на тюбингах ожидает ледяная горка. В теплое время года для гостей усадьбы работает «Поющий фонтан», который привлекает и детей, и взрослых зрелищным светомузыкальным шоу.
Любителей активного отдыха ждет веревочный парк. Маршрут для взрослых проложен на высоте 15 м. Отсюда открывается красивейшая панорама Царицынского пруда и прилегающих к нему аллей.
Большая часть малых парковых построек – «Миловида», «Храм Цереры», «Нерастанкино», «Русалкины ворота» – были возведены архитектором И. Еготовым в «валуевский» период в начале XIX века и являются отражением парковой моды эпохи романтизма. Здесь царит тишина, все полно таинственной гармонии, где человек и архитектура растворяются в природе.
Дворцовая часть парка была сформирована еще Баженовым и включает четыре основных объекта – Виноградные ворота, Солнечные ворота и два моста – Большой и Фигурный. В этой части парка архитектура очень яркая, что наглядно демонстрирует превосходство человека, как и полагали в эпоху Просвещения современники Екатерины и Баженова.
Каскад Царицынских прудов формировался на протяжении XVI—XVIII веков. Самым старым является наиболее удалённый от дворцово-паркового ансамбля Борисовский пруд.
Верхний и Нижний Царицынские пруды появились в то время, когда имением Чёрная Грязь владели бояре Стрешневы: в середине XVII века и между 1666 и 1673 годами. Средний Царицынский пруд появился в 1980-е годы после сооружения высокой дамбы, разделившей Нижний пруд на две части.
Непосредственно к царицынскому дворцово-парковому ансамблю примыкают Верхний и Средний пруды. Они являются естественной границей ансамбля с запада и его важной составной частью — на пруды ориентированы некоторые дворцовые постройки и павильоны пейзажного парка.
В музее предложат целый ряд интерактивных и игровых программ, мастер-классов и театрализованных экскурсий, связанных с историей, модой и костюмами, балами и танцами, цветами и садоводством.
В дворцовых интерьерах можно отметить день рождения, отпраздновать Масленицу и повеселиться в новогодние и рождественские дни. Особый интерес вызывают игры-путешествия, или квесты, в Царицыно предлагают три различных квеста, посвященных тайнам и загадкам дворцов, парков, оранжерей и павильонов.
Режим работы и способ добраться
Часы работы у каждого комплекса отличаются.
Парк открыт c 6:00 до 24:00 ежедневно. Вход бесплатный.
Музей:
- вторник-пятница — с 11:00 до 18:00;
- суббота — с 11:00 до 20:00;
- воскресенье — с 11:00 до 19:00;
- понедельник — выходной день.
Оранжерейный комплекс:
- среда-пятница — с 11:00 до 18:00;
- суббота — с 11:00 до 20:00; воскресенье — с 11:00 до 19:00;
- понедельник, вторник — выходные дни.
Музей-заповедник «Царицыно» располагается по адресу ул. Дольская, 1, (тел: 8 495 322 44 33). Добраться можно от ст. м. «Царицыно» или «Орехово».
От метро «Царицыно» в сторону ж/д станции, пройти подземный переход, перейти под мостом железной дороги и выйдите к главным воротам входа в парк. От метро «Орехово» вы попадаете в парк со стороны оранжерейных теплиц, это самая дальняя часть парка.
Читайте также: Измайлово – парк-музей и район Москвы.
Дворцово-парковый ансамбль «Царицыно» в Москве является важнейшим памятником так называемой «русской готики» (псевдоготики). Это самая крупная в Европе псевдоготическая постройка XVIII века и единственный дворцовый комплекс, разработанный в этом стиле.