Маршрут Москва за 1 день: от Маяковской до Дома Пашкова

Иногда в столице мои друзья бывают всего сутки. Красную площадь и Мавзолей они уже видели, поэтому интересуются, что делать в Москве за 1 день, куда поехать и что посмотреть. Им и вам я предлагаю мой пешеходный маршрут «Москва за 1 день» от ст. метро «Маяковская» до достопримечательностей на Большой Никитской.

Основные достопримечательности на маршруте:

Метро «Маяковская» – «Пекин» – Концертный зал – Собственный дом Шехтеля на Большой Садовой – Собственный дом Шехтеля в Ермолаевском переулке – Типография Левенсона – Церковь Иоанна Богослова на Бронной –Особняк Смирнова – Дом Ермоловой – ТАСС – Кустарный музей – Театр «Геликон-опера» – Храм Вознесения Господня – Палаты Арасланова – Консерватория – Манеж – МГУ – Бизнес-центр «Романов двор» – Храм иконы Божией Матери «Знамение» – Шереметев двор – Музей архитектуры – Дом Пашкова.

Вы сможете посмотреть лучшие культурные места Москвы, архитектурные и исторические памятники.

Отправная точка –  м. «Маяковская»

По моему мнению станция метро «Маяковская» является самой красивой: она воздушная, лаконичная, идеальная. «Маяковская» открыта в 1938 году. В потолке находятся 34 овальные ниши, в которых помещены мозаичные панно из смальты. Смальта — кусочки разноцветного стекла, прошедшего специальную обработку.

станция метро «Маяковская»
Холл станции метро «Маяковская»: подземный музей

Все панно выполнены в стиле социалистический реализм, установленном в СССР в 30-е годы прошлого века. Художники и скульпторы в ту эпоху должны были прославлять жизнь обычного человека, рассказывать в своих произведениях об успехах социалистического строительства.

Панно на «Маяковской» очень красивы, сама станция похожа на музей. Поэтому, когда меня спрашивают, куда поехать в Москве, я рекомендую начинать прогулку со станции метро «Маяковская».

Смотрите также маршрут экскурсии по метро Москвы.

«Пекин» и концертный зал на Триумфальной

Из метро выходите в город, на Триумфальную площадь. Здесь вы увидите гостиницу «Пекин», построенную в стиле сталинского ампира, очень напоминающее сталинские высотки, но оно в несколько раз меньше. Здание возводилось долго, с 1939 по 1958 год.

гостиница «Пекин»
Здание гостиницы «Пекин» ночью

Сегодня на верхних этажах отеля находится бар Time Out, откуда открываются красивые виды на Триумфальную площадь, высотку на Кудринской площади, Театр сатиры и Концертный зал имени П. И. Чайковского. Внимательный наблюдатель может даже увидеть Кремль.

Если нет времени посетить концерт, то можно снаружи посмотреть в Москве за один день Концертный зал имени П. И. Чайковского.

Концертный зал имени Чайковского

Здание к 1938 году было почти достроено Щусевым, а завершал работу и оформлял интерьеры в стиле сталинского ампира в 1940 году уже его ученик Чечулин.

Дома Шехтеля и Типография Левенсона

На разных улицах в Москве находится два собственных дома Шехтеля – на Большой Садовой и в Евмолаевском переулке.

Чтобы посмотреть на первый памятник архитектуры нужно по Садовому кольцу пройти в сторону Кудринской площади, к собственному дому Шехтеля на Большой Садовой, 4. Особняк был построен в рекордные сроки, всего за 3 месяца, в 1910 году. Архитектурный стиль постройки — неоклассицизм с элементами ампира.

На фасаде почти нет декора, присутствуют лишь строгие дорические колонны и небольшой портик — колонны массивны и лаконичны, их сравнивают с мужчинами. Над аркой помещен фриз с античными фигурами, в центре композиции находится Афина Паллада. Это был последний, третий дом, который построил для себя и семьи архитектор.

дом Шехтеля на Большой Садовой

Теперь направляйтесь ко второму собственному дому Шехтеля в Ермолаевском переулке, 28. Для этого после дома №6 сверните направо, пройдите по аллее Шехтеля через сквер. Пройдя сквер, выйдете в Ермолаевский переулок, затем сверните налево и пройдите до дома № 28.

Перед вами второй собственный дом Шехтеля, построенный в 1896 году в неоготическом стиле. Дом расположен на маленьком участке, на изгибе дороги. Мозаичное панно с ирисами над входом в дом символизирует три возраста человека: бутон ириса, расцветший цветок и увядающий.

Цифра 96 означает год завершения особняка, а буква S — фамилию владельца (Schechtel).

дом Шехтеля в Ермолаевском переулке

Пройдя дальше по Ермолаевскому переулку к дому №9, вы увидите еще одно здание построенное Шехтелем – Типографию Левенсона. «Товарищество скоропечатни А. А. Левенсон». было построено в 1900 году в стиле модерн. Главный фасад образует асимметричную композицию.

Типография Левенсона

Левая часть фасада значительно шире. Башенки, эркеры, извилистые линии, окна разных форм и размеров — все это модерн. Внутри типографии находится очень красивая лестница, посмотреть на которую можно пока разве что из окошка, так как дом закрыт.

Церковь Иоанна Богослова, дома Смирнова и Ермоловой

После типографии Левенсона выйдите на Тверской бульвар. По Трехпрудному переулку пройдите в сторону Большого Палашевского. Слева от вас будет причудливый красный дом №8 в романо-мавританском стиле. Когда-то на этом месте стоял деревянный одноэтажный дом, в котором родилась Марина Цветаева.

Существующий сегодня жилой дом кооператива «Творчество» окончательно был построен в 1948 году, тогда же он и приобрел существующий неординарный декор фасада. Мой любимый элемент декора — ажурный мавританский балкончик на углу.

На Большом Палашевском поверните направо,в сторону Богословского переулка. Далее по Богословскому выйдете на Тверской бульвар. Слева от вас окажется церковь Иоанна Богослова на Бронной (Богословский переулок, 4). Этот храм был построен в 1652-1665 годах в манере узорочья, однако сквозь него проглядывают элементы более ранней древнерусской традиции.

Окна на фасаде расположены стихийно — их хочется оцентровать относительно килевидных кокошников (полукруглый в виде перевернутого киля корабля декор на фасаде). Такой прием расположения окон и других элементов — является одним из признаков узорочья.

Церковь Иоанна Богослова

Затем пройдите до дома 18 – это особняк Смирнова – водочного короля России. Об этих владениях упоминается впервые в московских архивах еще в 1759 году, в 1834 году усадьбу отстраивают заново, тогда она представляла собой типичную городскую усадьбу послепожарной Москвы.

К 1905 году Шехтель объединил в единый особняк три здания усадьбы, сделал асимметричным фасад, а также привнес в оформление плавность линий и живописность. В результате фасад получил целый ряд модных элементов модерна, таких как растительный декор в виде стеблей, листьев и цветов, эркер, полукруглое оформление верхней части фасада, разные по форме и размеру окна.

В вечернее время видно, что стекла в самой высокой части фасада — это витражи, и я советую посетить этот особняк с экскурсией, так как витражи, залы и переходы стоят того, чтобы их увидеть изнутри. Интересным элементом декора является внешний балкончик в стиле модерн с эффектной кованой оградой.

В особняке каждый зал оформлен в разном стиле: романском, рококо, египетском, ренессансном и других. Романская гостиная самая просторная и эффектная из всех залов. Это смесь русского и европейского средневековья.

особняк Смирнова

Почти напротив особняка Смирнова находится еще один интересный дом Ермоловой, в нем около 40 лет жила знаменитая актриса Мария Ермолова (Тверской бульвар, 11). В основании здания можно найти кирпичи 1773 года! Дом чудом уцелел в пожаре 1812 года.

В 1875 году архитектор К. Н. Чичагов переделывает фасад здания в стиле эклектика, этот фасад сохранился до сих пор, как и розовые стекла в некоторых окнах особняка.

дом Ермоловой

Ермолова распорядилась вставить в кабинете на втором этаже розовые стекла, без них жизнь за окном выглядела слишком печальной и серой. Сегодня в доме расположен музей актрисы.

ТАСС и Кустарный музей

На пересечении Большой Никитской и Тверского бульвара находится здание ТАСС. Оно является представителем стиля поздний советский модернизм, было построено в 1973-1977 годах. На первый взгляд в доме 4 этажа, но на самом деле в здании 9 этажей!

Крупные окна с закругленными углами, похожие на телевизоры, – интересное решение оформления фасада, представляющего здание как носителя информации. Из-за этого архитектуру здания часто называют «говорящей». Окна-экраны символизируют «Окна РОСТА».

Помимо окон отличительной чертой здания стала его скульптурная эмблема: изготовленный из сплава меди и бронзы земной шар над центральным входом символизирует присутствие агентства по всему миру.

здание ТАСС

После здания ТАСС пройдите по Большой Никитской до Леонтьевского переулка, 7. Там располагается бывшее здание Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства или Кустарный музей, переехавший сюда в 1903 году.

Кустарный музей

Существующее ныне здание было перестроено из усадьбы середины XVIII века архитектором С. У. Соловьевым. Здание построенно в псевдорусском стиле. В 1911 году к зданию был пристроен дополнительный торговый зал с «древнерусским» крыльцом.

Театры «Геликон-опера» и «Маяковского»

Возвращайтесь на Большую Никитскую, к дому 19/16. Здесь расположился театр «Геликон-опера». В 1883 году Шаховская-Глебова-Стрешнева к одному из фасадов старого барского дома пристроила по проекту архитектора К. В. Терского полукруглое здание домашнего театра в неоклассическом стиле.

Зал украшен по периметру двадцатью колоннами коринфского ордера. Позднее зал был назван Белоколонным. Сегодня этот зал стал малой сценой театра, а основная сцена после реконструкции была создана за счет внутреннего двора усадьбы с псевдорусским фасадом.

Со стороны Большой Никитской бросаются в глаза два арочных въезда, изящно оформленных рустом в стиле французской ахитектуры XVIII века.

театр «Геликон-опера»

На территории бывшей усадьбы Глебовых-Стрешневых в 1885-1887 годах было перестроено еще одно существующее здание под театр Георга Парадиза. В наши дни в здании располагается театр Маяковского, основанный в 1922 году. Его фасад выходит на Малый Кисловский переулок (дом 13/19).

театр Маяковского

Красивый ажурный краснокирпичный фасад, повторяющий традиции русского узорочья, завершался чудесными башенками, которые, к сожалению, были утрачены в советское время, но и сегодня театр смотрится очень красиво и эффектно.

Храм Малое Вознесение и Палаты Арасланова

Чуть ниже по Никитской (дом 18) стоит храм Вознесения Господня, который в 1830 году переименовали в Малое Вознесение, чтобы не путать с храмом Большое Вознесение. Это типичная для XVII века церковь в виде восьмерика на четверике, с трапезной и шатровой колокольней.

Храм Малое Вознесение впервые упоминается в московских летописях в 1584 году. Этот древний храм находится близко от Кремля, на дороге в Волоколамск и Новгород. Слобода вокруг храма всегда была богатой, здесь селились знатные фамилии, которые поддерживали храм.

Например, патриарх Филарет, отец Михаила, первого царя из династии Романовых, после возвращения из польского плена поселился совсем рядом с церковью Вознесения.

Храм Малое Вознесение

Пройдите далее по Большой Никитской улице. На пересечении Никитской и Брюсова переулка, напротив консерватории, находятся Палаты Арасланова XVII века, которые совсем недавно приобрели свой исторический облик.

Первоначальный декор фасада был спрятан под толстым слоем штукатурки, который сняли во время обычного ремонта здания и обнаружили декор XVII века: нарядные наличники окон с разорванными фронтонами и маленькими колонками.

Палаты Арасланова XVII века

У фасада можно увидеть огромный портал главного входа — уникальный элемент для архитектуры того времени! Обойдя дом с другой стороны, вы увидите красное (красивое) крыльцо, которое восстановили реставраторы.

Консерватория и Манеж

Напротив палат Арасланова по адресу Большая Никитская, 13 находится здание Консерватории, построенное в 1895-1901 годах в стиле неоклассицизма— были взяты элементы старого классического фасада и встроены в новую постройку.

Усадьба сгорела в 1812 году, но в 1824 году ее полностью восстановили в прежнем виде. При постройке нового здания консерватории сохранили кусочек фасадной стены и полуротонду.

Вход оформлен в виде портика с ионическими колоннами и с треугольным фронтоном, а фасад оформлен с использованием полуротонды и пилястр. Нижние окна самые большие, с увеличением этажа размер окон уменьшается (классика). Однако окна на первом этаже полукруглые, а это уже неоклассика.

здание Консерватории

После выхода с Большой Никитской на Моховую вы увидите грандиозное сооружение — Манеж, яркий представитель ампира. Пожар 1812 года уничтожил все постройки на площади.

Манеж был сооружен в стиле позднего классицизма в кратчайшие сроки, всего за 6 месяцев в 1817 году по проекту А. А. Бетанкура, который разработал уникальную, не имеющую мировых аналогов безопорную конструкцию перекрытия на основе деревянных ферм.

Внутри нет ни единой опоры, чтобы поддерживать крышу. Треугольные фронтоны, ряд гладких тосканских колонн по всему периметру , одинаковые арочные окна и наличие руста, ясность, строгость и величавая тяжеловесность — все это явные признаки позднего французского классицизма или ампира.

В 1825 году фасад Манежа был украшен ампирным декором с военными трофеями. С 1957 года Манеж переоборудовали в Центральный выставочный зал.

Манеж

В 2004 году за одну ночь Манеж выгорел, были утрачены уникальные деревянные конструкции Бетанкура. Через год Манеж отстроили заново с существенными техническими изменениями.

Старое и новое здания МГУ

Напротив Манежа, на Моховой, в доме 9, находится особняк, в котором разместился журфак МГУ, так называемый Аудиторный корпус или новое здание МГУ. А по другую сторону Большой Никитской, на Моховой, 11, находится старое здание МГУ. Вместе с новым они формируют единый комплекс университета.

Старое здание МГУ было построено в 1782-1793 годах в стиле строгого классицизма. Каменное здание МГУ выстояло во время пожара 1812 года, хотя и сильно пострадало. Его восстановил Доменико Жилярди уже в стиле ампир: фасад с ионической колоннадой.

Маршрут Москва за 1 день: от Маяковской до Дома Пашкова

Пройдите к новому зданию МГУ, на Моховую, 9. Бывшую усадьбу Пашковых перестроили в классическом стиле. Новое переустройство Аудиторного корпуса началось в 1901 году, которое было закончено спустя три года — в 1904-м.

Изменения коснулись парадного входа, получившего новые формы. Украшенная колоннадой с изящными арками мраморная лестница центрального вестибюля особенно красива в лучах солнца, освещающего ее через стеклянную крышу, что создает ощущение декоративного итальянского дворика внутри здания.

Новое здание МГУ

Увидеть внутренний дворик стоит, но попасть внутрь, не будучи студентом, можно только в день открытых дверей.

Маршрут прогулки по парку Горького, «Екатерининскому», Аптекарскому саду

«Романов двор», храм «Знамение» и «Шереметьев двор»

Следующая точка на маршруте – бизнес-центр «Романов двор», который находится за новым зданием МГУ. Обойдите его слева и выйдете во внутренний дворик, где построен красивый современный бизнес-центр (Романов переулок, 4).

Он был сооружен с учетом экологических стандартов для так называемых «зеленых зданий» и стал первым в России бизнес-центром, получившим сертификат экологической безопасности BREEAM.

бизнес-центр «Романов двор»

С мая по октябрь можно зайти внутрь, подняться на 6-й этаж и выйти на открытую террасу, с которой открывается невероятный вид на храм иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметевом дворе.

Церковь на этом месте существовала с 1613 года, а каменный храм был построен предположительно в 1690 году. Стиль храма известен сегодня как «нарышкинское» или «московское» барокко.

В его архитектуре мы видим типичные элементы барокко: гребешки, ракушки и фиалы (декоративные остроконечные пирамидки), наличники с разорванными фронтонами над окнами, арки и колонны, а также сочетание двух цветов на фасаде (красный кирпич и белый камень).

При всем многообразии барочных элементов в постройке храма сохранены традиции древнерусского зодчества: перед нами восьмерик на четверике, то есть на четырехугольный объем ставится восьмиугольный.

храм иконы Божией Матери «Знамение»

После выхода из бизнес-центра спуститесь по лестнице вниз, в Романов переулок. Шереметев двор на углу Романова переулка и Воздвиженки, 8/1. Этот классицистический угловой особняк был построен в конце XVIII века. Примечательно оформлен угол особняка – ротондой, окруженной колоннадой. С угла находится и парадный вход в дом.

Шереметев двор

Сегодня в нем размещается один из государственных департаментов.

Музей архитектуры и Дом Пашкова

Напротив особняка Шереметевых находится Музей архитектуры имени А. В. Щусева на Воздвиженке. Любителям архитектуры рекомендую зайти внутрь. На втором этаже помимо классической анфилады залов, барельефов, медальонов и красивой росписи потолков в каждом из них, можно увидеть деревянную модель Кремлевского дворца, построенную Баженовым.

Вернемся к самой усадьбе. Изначально этот участок принадлежал боярину Ивану Милославскому, в 1659 году он был приобретен казной для размещения Аптекарского двора. Во дворе сохранилась трапезная палата Аптекарского двора, которая датируется XVII веком!

В конце XVIII века усадьбу приобрел Талызин, построивший в 1787 году классический трехэтажный дом с двумя флигелями, украшенный изящным портиком с коринфскими пилястрами и рустом в цокольном ярусе. После у усадьбы нее появилась ампирная отделка, а также были созданы переходы между домом и флигелями, образовав анфиладу.

Музей архитектуры имени А. В. Щусева

Пройдя по Староваганьковскому переулку почти до самого конца, вы окажетесь у дома Пашкова. Здание в изящном стиле раннего французского классицизма был построен в 1784-1786 годах.

Дом имеет два красивейших фасада с портиками из четырех колонн, сочетающих в себе элементы как ионического (волюты), так и коринфского (листья аканфа) ордеров, – со стороны Кремля выходящий на высокий склон, и со стороны Староваганьковского переулка с внутренним двором.

Во время пожара 1812 года внутри дом выгорел почти полностью, был утрачен завершающий здание бельведер. После пожара 1812 года дом восстановили, но не сохранились первоначальные интерьеры.

дом Пашкова

Сегодня это здание принадлежит Государственной библиотеке. На этом вы можете завершить свою насыщенную прогулку по Москве за 1 день.

Поделиться с друзьями
Оксана Антонова

Живу в Москве с 5 лет. Я обожаю этот город со всеми его достоинствами и недостатками. У меня очень много друзей из других городов и стран. Когда они приезжают в Москву, то просят обязательно показать столицу. Один из друзей и посоветовал мне создать этот сайт. Здесь я буду рассказывать о самых известных достопримечательностях столицы, фестивалях, интересных местах, которые стоит посетить гостям нашего города.

Оцените автора
Москва пешеходная
Добавить комментарий