Серпухов расположен на юге Московской области, в 100 км от центра столицы на стыке трех регионов: Московской, Тульской и Калужской областей. Через него протекает река Нара, которая на южной окраине города впадает в реку Оку, что делает Серпухов, наряду с Коломной, крупнейшим речным портом Московской области.
История Серпухова от Ивана Калиты
Город Серпухов, происхождение имени которого остается загадкой, впервые упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты в 1339 году. Тогда он отдал его в удел третьему сыну Андрею, и вскоре он стал столицей недолговечного удельного Серпуховско-Боровского княжества.
По смерти Андрея от чумы правителем окрестных земель становится его сын Владимир, развернувший в городе обширное строительство. При нем был заложен Высоцкий монастырь, отстроен из дерева кремль.
Серпухов стоял на южных рубежах Московского княжества, и само политикогеографическое положение определило роль города в оборонной стратегии правителей. Он не раз подвергался набегам, был разорен во время похода хана Тохтамыша (1382 г.), набега хана Едигея (1408 г.) и литовского князя Свидригайло (1409 г.).
В 1521 году Мехмед Гирей разгромил Серпухов – а также Коломну, Каширу и Боровск – в четвертый раз, после чего Василий III распорядился отстроить каменные крепости на южных опорных пунктах.
Так, в 1556 году в городе появляется белокаменный кремль, повторявший очертания и архитектуру дубового. Во времена Смуты его стены защищали центральные области от восставших на юге, сюда входили отряды Болотникова, здесь раскинули шатер для Лжедмитрия I, давшего в нем первый пир боярам.
В 1608 и 1618 годах Серпухов атаковали поляки: посад у кремлевских стен был выжжен, но крепость не сдалась. В последующие годы город больше страдал не от набегов, а от огня, поскольку большинство построек за каменными стенами оставались деревянными.
После пожаров 1645 и 1669 годов камни начали осыпаться, чему не пытались помешать городские власти. К концу XVII века город окончательно потерял стратегическое значение, и уже в 1767 году по высочайшему постановлению «городовой вал» разрыли, оставшиеся деревянные стены разобрали.
Готовясь к масштабным земляным работам, составили общий план всех оборонительных сооружений города, который по сей день является одним из немногих источников сведений о белокаменном кремле. В 1797 году Павел I распорядился избавиться от ветхих укреплений подмосковных городов, в 1839 году осталась лишь одна башня и обвалившиеся стены.
В середине XIX века признанный «памятником древности» кремль частично отреставрировали и укрепили. Но то был напрасный труд: в 1934 году старинные камни пустили на строительство московского метро. Сегодня на холме можно застать лишь два фрагмента кладки.
Храмы Соборной горы
Соборная (Красная) гора – место, где стояла древняя крепость, а ныне располагается обзорный пункт, откуда открывается удивительный вид на плеяду городских храмов.
Храм с шатровой колокольней – это собор Троицы Живоначальной. Каменное здание, где помещается храм сегодня, впервые отстроено в XVI веке на месте деревянного, а перестроено в XVII веке на средства о. Феодосия, архимандрита московского Спасо-Андроникова монастыря, некогда служившего здесь.
Духовенство Троицкого храма имело государственные привилегии: приезжие торговцы платили протопопу таможенный сбор (треть суммы шла на содержание храма Димитрия Солунского), сюда стекались средства от сбора пошлины на венчание.
В советское время храм был закрыт, многие его служители расстреляны. До 2011 года в здании размещался филиал краеведческого музея. Ныне возобновились регулярные богослужения.
Три церкви по другую сторону холма – церкви посадские. Стоящая ближе других, со стенами насыщенного рыже-красного цвета – церковь Успения Пресвятой Богородицы. Деревянный храм на этом месте упоминается уже в 1620 году. Считается, что жертвы страшного мора конца XVII века, после которого уцелело лишь несколько семей, были похоронены у ее стен.
Каменный храм возводится в середине XVIII века. Сильно пострадавший при пожаре 1817 года, он перестраивается в последующие годы на средства фабриканта и почетного гражданина города Н.М. Коншина.
В храме два придела – в честь Иоанна Богослова и иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость». В нижнем ярусе колокольни устроен придел во имя преподобного Николая Святоши, первого русского князя-монаха.
В советское время храм не работал, его настоятель Алексий Синайский был расстрелян на печально известном Бутовском полигоне в конце 1930-х годов.
Храм Илии Пророка на Торгу, восьмерик на четверике с колокольней, барочным вазообразным венцом и желтыми стенами, – единственный, который избежал разорения и где продолжали служить и после революции.
Деревянная церковь появилась на торговой площади еще в XVI веке, а два столетия спустя на ее месте была отстроена каменная. Строительство оплатило местное купеческое семейство Поповых. В XIX веке стены храма были украшены лепниной, исчезли венцылуковки. Сегодня здесь служат ежедневно.
Поодаль, за Ильинской церковью, стоит храм Святой Троицы. Он возведен на рубеже XVII – XVIII веков и имеет три престола – главный Троицкий, во имя Василия Блаженного и Боголюбской иконы Божьей Матери.
В храме служили до 1960-х годов, в 1930-х годах арестовывали его настоятеля. Храм отреставрирован, но не действует – он находится на балансе историкокраеведческого музея.
Наиболее пышная из всех серпуховских церквей ныне – это храм Николы Белого (ул. Калужская, 26/12). До середины XVIII века храм был деревянным, а после был переложен из известняка. Отсюда и второе слово в его названии.
Изначально сюда свозили ценности и святыни из окрестных церквей, которые позже уничтожили. В советское время здание занимали макаронная фабрика, прачечные, штаб гражданской обороны и склады.
Среди ветшающих и не отреставрированных пока церквей наибольшую ценность представляет храм Распятия Господня (ул. Калужская, 46). Некогда он был соборным храмом Новорождественского (Распятского) женского монастыря.
Княгиня Назарета Матвеевна Гагарина, задумывая новый каменный храм, желала сделать его похожим на Петропавловский собор в Санкт-Петербурге, но строительство прервалось, и храм был завершен по другому проекту. В екатеринские времена монастырь был упразднен.
В советское время здесь было общежитие медучилища. Сегодня на втором этаже совершаются службы.
Высоцкий мужской монастырь
Одна из старейших обителей Подмосковья основана радением Владимира Андреевича Храброго и по благословению преподобного Сергия Радонежского «во имя Богоматери в честь Ее Зачатия, и дабы славилось Имя Божие и Пресвятыя Богородицы».
Это случилось в 1374 году, когда стало ослабевать татарское влияние на Руси. Монастырь стоит на берегу Нары, в местечке, ранее известном как Высокое, – отсюда и его название. Первым настоятелем стал Афанасий, любимый ученик Преподобного.
Широко известны присланные из Константинополя иконы Высоцкого деисусного чина конца XIV века, большая часть которых хранится ныне в Третьяковской галерее. Считают, что они оказали серьезное влияние на русское иконописное искусство.
В советское время в обители помещались самые разные учреждения: казармы, концлагерь, общежития, гаражи, скотный двор. Всякое служение прекратилось в 1931 году, с арестом архимандрита Пантелеймона. Говорят, что во время войны в монастырь попадало много бомб, но взорвалась лишь одна – в Тайницкой башне, где в 1920-е годы велись расстрелы.
До 1967 года внутри монастырских стен сохранялся храм во имя преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского XIX века, под спудом которого покоились мощи Афанасия Высоцкого Младшего, второго настоятеля монастыря. Он был разобран как не имеющий исторической ценности реставраторами, взявшимися за восстановление обветшавших построек.
Адрес: Московская область, г. Серпухов, ул. Калужская д. 5/3.
Как добраться: от ж.-д. вокзала г. Серпухов автобусами №№3, 8, 20.
Сайт: http://visotskymonastir.ru
Телефон: +7 496 772-57-97, 8 496 735-16-79.
Режим работы: ежедневно, с 08:00 до 17:00.
Соборный храм в честь Анны праведной зачатия – самый древний на территории монастыря, выстроенный над братской могилой воинов, павших на Куликовом поле. Он относится к XIV веку, о чем свидетельствуют архитектурные форма и украшения: это и двухъярусная галерея, и граненая алтарная апсида, и дверные наличники, и глубокий подклет.
Он многократно перестраивался и дополнялся: шлемовидные главки заменены луковичными, в XVII веке появляются два придела – Рождества Богородицы и Николая Чудотворца. На стенах найдены несколько слоев росписи, лучше других сохранились изображения начала и конца XIX века.
Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы была заложена в 1380 году и освящена Сергием Радонежским. От первоначального здания сохранилось только основание: на нем в XVII веке был поставлен одноименный храм-четверик с шатровым венцом и обширной трапезной.
В 1697 году на средства Нарышкиных, владевших окрестными землями, Покровский храм был украшен в традиционной для московского барокко манере: декоративные кокошники по периметру, килевидные закомары на окнах, цветные изразцы. Тогда же четверик увенчала луковичная главка на граненом барабане.
В XIX веке здание обрело черты классицизма, появился придел в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, имевшийся при разобранной монастырской больнице.
Именно в Покровском храме велись при пении уцелевших монахинь службы вплоть до закрытия монастыря. Советское время храм едва пережил: к 1990-м годам он лишился главы, западной стены, полов, перекрытий. Сегодня он полностью восстановлен и заново расписан.
Здесь хранится созданный в 1990-е годы список с чудотворной иконы Божьей Матери «Неупиваемая чаша», утраченной предположительно в 1929 году. В нижней части иконы заложен ковчежец с частицей пояса Пресвятой Богородицы.
Церкви Николая Чудотворца и Сергия Радонежского созданы на основе Никольского придела Зачатьевского собора и занимают первый и третий этажи. Между ними помещается соборная ризница. В первой из них в старину отпевали покровителей монастыря, в том числе и представителей рода Нарышкиных.
Под слоем штукатурки сохранились росписи XIX века, восстановленные при реставрации, иконостас собран из пожертвованных монастырю старых икон. От первоначального убранства Сергиевской церкви не осталось ничего.
Царские врата XVII века, знаменитые искусной резьбой, постарались воссоздать абрамцевские мастера. Главное место в церкви занимает старинная чудотворная икона Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость», хранившаяся в одном из уничтоженных храмов под Москвой.
На реконструкции находится придел Зачатьевского храма в честь Рождества Богородицы, также утративший все элементы первоначальной отделки.
Надвратная колокольня в три яруса с храмом в честь Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, трех великих святителей и вселенских учителей выросла на месте обветшавшей и рухнувшей звонницы (1624 г.) в первой половине XIX века.
До 1931 года здесь звонили в 14 колоколов, главный из которых весил 721 пуд (около 11,5 тонн). В 1990-е годы удалось вернуть пять из них, установить новые башенные часы. Колокольня имеет в основе форму креста и оформлена в стиле классицизма.
За стенами монастыря располагается храм Всех Святых, отстроенный в конце XIX века на средства предпринимателя Н.Н. Коншина по проекту Р. И. Клейна, архитектора ГМИИ им. Пушкина в Москве. Под храмом, имеющим византийские и романские черты, находится усыпальница Коншиных, оскверненная в советское время. Храм находится на реконструкции.
Владычный Введенский женский монастырь
«Алексие! Подобает тебе монастырь поставити имени Моему, купно же и себе в память… в пределе града Серпухова, тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим!» – с этими словами, по легенде, обратилась Богоматерь к московскому митрополиту Алексию.
И тот в 1360 году основал Владычный мужской монастырь. Первым настоятелем монастыря стал келейник святителя Варлаам. Каменный храм появляется в обители уже несколько лет спустя.
В 1598–1609 годах, после бескровной победы Бориса Годунова над татарским ханом Казы-Гиреем, случившейся на берегу Оки, под стенами Владычного монастыря, обитель полностью перестраивается на средства из царской казны. Появляется крепостная стена с башнями и Святыми вратами.
В конце XVII века монастырь обнищал, его причислили сначала к Высоцкому монастырю, а после к Заиконоспасскому в Москве. С 1727 года он снова стал самостоятельным, но находился в запустении. Он вновь расцвел в начале XIX века, став женским.
Появляются гостиницы для паломников, богадельня, больница с домашней аптекой, разрастается хозяйство. В 1861–1874 годах настоятельницей монастря была игуменья Митрофания, устроившая общины сестер милосердия в Москве, Санкт-Петербурге и Пскове.
Свое наследство и покровительство иерархов Русской православной церкви она употребила на благо Владычного монастыря, который сильно преобразился под ее началом. К 1919 году, когда монастырь закрыли, здесь жили почти 400 насельниц.
Адрес: Московская область, г. Серпухов, ул. Октябрьская, 40.
Как добраться: от ж.-д. вокзала г. Серпухов автобусом №4 ост. «Октябрьская улица».
Сайт: инокини.рф
Телефон: +7 496 772-46-25.
Режим работы: ежедневно, с 08:00 до 17:00.
Монахинь сменили курсанты летного военного училища, а сама обитель стала известна как авиагородок. Постройки занимали учебные классы, казармы, склады, клуб с кинобудкой. С 1978 до 1995 года здания не имели хозяина, их буквально разбирали на кирпичи.
Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы, согласно монастырской летописи, был построен в камне в 1362 году. Археологические раскопки последних лет указывают на то, что от облика древней церкви ничего не сохранилось: все утрачено в ходе масштабной перестройки конца XVII века. Под храмом оказалось множество древних захоронений.
Собор украшен двумя ярусами закомар и пятью главами на круглых барабанах. Исторические деревянные паперти, окружавшие собор, заменены каменными в XVIII веке и полностью перестроены в XIX веке. В это же время на южной паперти, в помещении бывшей ризницы, освящен придел в честь Филарета Милостивого, к настоящему времени разрушенный.
Придел к Введенскому собору с северозападной стороны изначально был освящен в честь святителя Алексия, митрополита Московского, а после 1695 года переосвящен во имя святителей Московских Петра, Алексия и Ионы.
Не исключено, что в XVII веке храм ремонтировался и фрагментарно перестраивался. Под приделом находится усыпальница, где покоятся подвижники обители и ее благодетели, в том числе представители семей Ладыженских и Пушечниковых. Храм венчает одна глава с луковичным куполом.
Каменная галерея, отстроенная на месте деревянной в начале XIX века, ведет от церкви Трех святителей к двухъярусному храму во имя святого великомученика Георгия. Последний возведен на рубеже XVI и XVII веков.
Он имеет шатровый восьмигранный купол и двуглавую колокольню. Интерес представляет придел во имя святого благоверного царевича Димитрия Угличского под звонницей. Его освящение символично: в городе, занятом войсками Самозванца, чтили память об умершем царевиче.
Церковь во имя священномученика Феодота Анкирского, святого покровителя Бориса Годунова, построена на средства царя в 1599 году на существовавших Святых вратах. Увенчана шлемовидным куполом, окружена папертями.
В период ожесточенных гонений на Церковь монастырь утратил чудотворную икону «Неупиваемая чаша», однако благодаря сотрудникам краеведческого музея удалось сохранить чудотворную икону «Введение Богородицы во Храм» и лик царевича Димитрия Угличского.
Порт «Сады» и д. Подмоклово
Неподалеку от Владычного монастыря расположен порт «Серпухов». Примерно с начала мая до конца сентября отсюда до пристани «Сады» ходит теплоход для дачников. Из Серпухова он отходит ориентировочно в 9 00, 17 30 и 19 30, от «Садов» – в 9 50, 18 20 и 20 20 (точное расписание по тел. 8 496 772 77 28).
Отсюда же можно совершить речную прогулку до Поленова, Пущина и Тарусы.
В одну сторону пароход идет поменьше часа – мимо лесов, пляжей, дачных участков, через место слияния двух крупных подмосковных рек. Чуть дальше от того места, где Нара впадает в Оку, путешественник и сегодня застанет на старых опорах тот железнодорожный мост, что был введен в 1929 году.
Главными достоинствами моста являются эффектный внешний вид и внушительная длина. Некогда параллельно ему стоял еще один мост – двухэтажный и удивительный: нижний этаж предназначался для пешеходов, а верхний – для поездов и гужевого транспорта.
И это была подлинная инженерная достопримечательность. Его строительство назрело в конце XIX века, когда политическая ситуация потребовала освоения южных губерний и прокладки туда дорог.
В 1864 году Александр II распорядился о строительстве железной дороги Москва – Орел, а уже в 1867 году по проекту Аманда Струве был возведен «неразрезной решетчатый мост о 11 пролетах». Уникальный для России мост чудом пережил войну, а около 1988 году его взорвали, осложнив пешее сообщение между берегами реки. В 2000-х была уничтожена его последняя опора.
Сельцо с забавным говорящим названием Подмоклово – весеннее половодье неизменно сказывалось на быте местных крестьян – расположено примерно в 1,5 км от конечной точки маршрута – пристани «Сады».
Теперь это деревня, а некогда она принадлежала Голицыным, а после – Долгоруковым, которые до того, как оказались в опале из-за подделанного князем Сергеем Григорьевичем завещания Петра II, успели отстроить из камня главный усадебный дом, флигель, ряд хозяйственных построек и обустроить парк с каскадными прудами.
Изрядная часть местного населения трудилась на несохранившейся суконной фабрике. От усадьбы не осталось практически ничего: главный господский дом был разрушен еще до революции, в северном двухэтажном флигеле в XIX веке размещались княжеские покои, в начале XX века – сиротский дом, до XXI века дошли развалины.
Хозяйственные постройки ничего от исходного блика не сохранили. Доживают свое липовые и тополиные аллеи, дамба и искусственные пруды. На аукционе, состоявшемся в 2015 году, право на владение и реконструкцию усадьбы приобрела частная фирма.
На территории заброшенной долгоруковской усадьбы в Серпухове находится чудесная церковь Рождества Богородицы начала XVIII века. Автор проекта доподлинно неизвестен, вероятнее всего, им был европеец.
Храм выстроен в лучших традициях европейского Возрождения по заказу Григория Федоровича Долгорукого и представляет собой украшенную лепниной ротонду с галереей, балконом и балюстрадой, где помещаются выполненные русскими мастерами из местного известняка фигуры апостолов и евангелистов.
Появление в убранстве храма скульптурных изображений библейских персонажей – удивительный факт, так как указом Святейшего синода 1722 года использование подобного рода элементов в православных храмах было запрещено. По окружности купола помещаются декоративные люкарны – также примета ренессансной архитектуры.
В советское время церковь использовалась как зернохранилище, прилегающие колокольня и каменная ограда и вовсе были уничтожены в 1930-е годы. Теперь храм действует, уже несколько лет продолжается его реставрация.
Скандальную известность церкви еще в конце XIX века принесло выполненное у выхода изображение Страшного суда, в углу которого среди прочих грешников был помещен портрет М.Ю. Лермонтова.
Наиболее вероятной причиной появления поэта на фреске были обстоятельства его гибели: он был сражен на дуэли, а потому считался самоубийцей. К слову, Васильчиковы, владевшие усадьбой в то время, – лишь однофамильцы А.И. Васильчикова, секунданта Н.С. Мартынова на роковом для поэта поединке.
В 1934 году фреска была снята и ныне находится в Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге. Прочие сюжеты были написаны под оконными проемами в духе европейской религиозной живописи.
Читайте также: Звенигород – Древняя Русь со Швейцарско-французским колоритом.
Таким образом, Серпухов – город с интересной и загадочной историей, множеством старинных церквей и храмов, которые давно стали не только центрами духовной жизни, но и архитектурными памятниками. А еще здесь расположен самый крупный речной порт «Сады» в Московской области и развалины усадьбы Голицыных и Долгоруковых – Подмоклово.