Интересная Москва может начинаться с Пречистенки, которая появилась на карте столицы после строительства Новодевичьего монастыря в XVI веке. Тогда она называлась Большой Чертольской по протекавшему здесь ручью Черторыю (про ручей говорили «будто черт вырыл»).
Ручей в XIX веке был убран в трубу. Именно по этой дороге московские цари ехали в монастырь на молебен. Современное название улица получила в XVII веке по приказу царя Алексея Михайловича. Он повелел переименовать улицу по иконе Пречистой Девы Марии Новодевичьего монастыря. Вдоль улицы Пречистенки в XVII веке селились именитые бояре, и до сих пор на улице сохранилось несколько боярских палат XVII века.
Основные архитектурные памятники на маршруте:
Особняк Дерожинской — Доходный дом Исакова — Дом Морозова — Дворец Долгоруковых — Усадьба Давыдова — Пожарная и полицейская часть —Дом генерала Ермолова-Коншина — Особняк Якунчиковой — Особняк Гутхейля — Усадьба Лопухиных-Станицкой — Усадьба Коншиных —Дом-музей А. С. Пушкина — Усадьба Орловых — Белые палаты — Красные палаты — Зачатьевский монастырь — Особняк Цветкова — Дом Перцовой — Храм Христа Спасителя — Государственный музей Пушкина — Патриарший мост —Палаты Берсенева – «Красный Октябрь» — Особняк Третьякова — Усадьба Секретарева — Метро «Кропоткинская».
В XVIII веке на Пречистенке начали селиться представители аристократии, поэтому почти каждый дом на улице — это памятник архитектуры. Я выбрала наиболее значимые и интересные из них. Итак, вы прогуляетесь по маршруту «Интересная Москва» – по дороге московских царей, немного по старому Чертолью, загляните и на Остров.
- Особняк Дерожинской и дом Исакова
- Особняки Морозова, Долгоруковых, Давыдова
- Пожарная и Полицейская часть
- Дома Ермолова, Миндовского, Якунчиковой, Гутхейля
- Усадьбы Лопухиных, Коншиных, Матвеевой, Орловых
- Дом-музей А.С. Пушкина
- Белые и Красные палаты
- Достопримечательности Остроженки
- Архитектура Зачатьевского переулка
- Храм Христа Спасителя
- Государственный музей им. А. С. Пушкина
- Достопримечательности Берсеневской набережной
- Станция метро «Кропоткинская»
Особняк Дерожинской и дом Исакова
Отправная точка маршрута – дом, который находится между Остоженкой и Пречистенкой, в Кропоткинском переулке. От метро «Парк Культуры» выходите к Остоженке и найдите Кропоткинский переулок, по нему пройдите до дома №13 — это особняк А. Дерожинской, резиденция посла Австралии.
Спроектирован и построен дом был архитектором Федором Шехтелем в стиле модерн в 1901-1903 годах. Особняк Дерожинской практически не изменился со времени строительства, сохранилась и необыкновенная витая чугунная ограда с растительными узорами, а также интерьеры.
Смотря на фасад, мы увидите арочное окно главного холла особняка. Дом просто огромен — 11 м в высоту, как трехэтажный дом, и окно занимает почти весь лицевой фасад. В свое время это было самое большое окно в Москве. Даже вид из него на сад подчеркивает единение с природой.
Над парадным входом на боковом фасаде размещено изображение девы Лорелеи с распущенными волосами, его видно с улицы. Интерьеры особняка поражают воображение: от дверной ручки в виде паука до гигантского своего фирменного камина, который украшен двумя огромными фигурами мужчины и женщины в полтора человеческого роста.
Дальше по Кропоткинскому переулку пройдите до Пречистенки, поверните направо и пройдите до дома 28 – это доходный дом Исакова, сооруженный архитектором модерна Л. Кекушевым в 1904-1906 годах.
Здание выделяется ярким пятном среди остальных домов на Пречистенке. Сложный и выразительный рисунок окон разный на каждом этаже, лепнина, сочетание выпуклых и вогнутых элементов, кружево ограждений балконов — все это придает постройке неповторимый облик.
Степень насыщенности фасада элементами декора нарастает кверху — последний, пятый этаж весь покрыт узорами, женскими головками, на нем даже поместились две женские скульптуры — фигуры-горельефы, олицетворяющие просвещение и строительство.
Обратите внимание на выступающий богато оформленный металлический козырек с масками львов. Сегодня дом жилой – можно зайти в подъезд, чтобы увидеть лестницу с ажурным, спиральным рисунком кованых ограждений. Керамическая плитка на полу также сохранилась с тех времен.
Особняки Морозова, Долгоруковых, Давыдова
Напротив доходного дома Исакова по адресу Пречистенка, 21 находится особняк И. А. Морозова. Главное сооружение усадьбы — дом начала XIX века с существенными перестройками сохранился до наших дней. В 1871 году дом сильно перестроен, и фасад приобрел современный вид с декорацией в стиле необарокко.
В 1905 году Морозов приглашает Кекушева для перестройки интерьеров. После знакомства с великим коллекционером Сергеем Щукиным Иван Морозов также пристрастился к коллекционированию. Сегодня стоимость коллекции Ивана Морозова составила бы 5 млрд долларов.
В 1918 году его галерея была национализирована. Сегодня в здании находится выставочный зал Российской академии художеств, поэтому можно зайти внутрь и увидеть своими глазами эффектную парадную лестницу.
Во времена Морозова в трех самых больших выставочных залах были также устроены световые фонари. Один из фонарей над центром здания хорошо виден с Пречистенки.
Помимо лестницы из кекушевского интерьера сохранился также вестибюль и очень красивый концертный зал.
Соседний дом номер 19 на Пречистенке — это бывший дворец Долгоруких. Он был построен в стиле классицизм в конце 18 века. С 1793 года дворцом владели князья Долгорукие. После пожара 1812 года дом был перестроен.
Во второй половине 19 века года роскошные интерьеры особняка были заменены на скромные и простые, так как во дворце начало работать училище попечительства о бедных под руководством благотворительницы Чертовой. Училище в Москве за имя хозяйки прозвали «чертовским».
Сегодня в здании располагается галерея искусств Зураба Церетели.
Переходите к следующему дому по Пречистенке №17 — усадьба Давыдова. Здание было построено во второй половине XVIII века в стиле классицизм. В 1770-х владельцем особняка был обер-полицмейстер Москвы Н. Архаров – русский Шерлок Холмс своего времени.
После пожара 1812 года усадьба сильно пострадала, но вскоре была восстановлена, дом надстроили мезонином с широким арочным окном, добавили коринфские колонны, в декоре фасада появились типичные для этого времени элементы ампира — венки и ленты.
Одним из наиболее известных владельцев усадьбы был Г. П. Бибиков. Он устраивал в своем доме балы и концерты, на которые собиралось все высшее общество тогдашней Москвы. Здесь бывали А. С. Пушкин с женой Н. Н. Гончаровой, П. А. Вяземский, Ф. И. Толстой и другие.
В 1835 году усадьбу купил герой войны 1812 года Денис Давыдов. Впоследствии вплоть до революции 1917 года в усадьбе находилась знаменитая женская гимназия Софии Арсеньевой, где получали образование девушки из дворянских семей.
Пожарная и Полицейская часть
Далее предлагаю пройти к Пожарному и полицейскому депо по адресу ул. Пречистенка, 22. Пожары в Москве случались очень часто, периодически выгорала вся Москва, огонь уничтожал дома без разбору, от царских теремов до домов простых жителей.
Во второй половине XVIII века была создана первая Пожарная контора в Москве. В связи со строительством храма Христа Спасителя в 1835 году она перебралась в здание на Пречистенке. Позднее к нему была пристроена пожарная каланча, с которой часовой постоянно осматривал Москву.
Рассмотрите архитектуру самого дома. Он был построен в 1760-х годах и перестраивался на рубеже XVIII – XIX веков. В это время здание получило оформление в стиле классицизма (два симметричных портика, коринфские колонны, руст по первому этажу, а также классические цвета белый и бежевый).
После пожара 1812 года дом был восстановлен, а в 1835 году куплен казной для устройства Пречистенской пожарной части. Кроме пожарных, здесь же разместился и отряд полиции. Сегодня дом не поменял своего назначения — в нем располагается Главное управление МЧС России по Москве.
Дома Ермолова, Миндовского, Якунчиковой, Гутхейля
Продолжайте путь по Пречистенке. Соседний с Пожарной частью дом № 20 отличается затейливыми лепными украшениями на фасаде в классическом стиле – это дом генерала Ермолова-Коншина. После пожара 1812 года здание было перестроено.
В середине XVIII века в доме жил генерал А. Ермолов. Следующим владельцем дома стал фабрикант В. Коншин. При нем в 1873 году была произведена перестройка дома. Здание было оформлено в эклектическом стиле с элементами барокко и приобрело современные черты.
Фасад украшает балкон с изысканной кованой решеткой, декор с обилием львиных голов, грифонов, орлов, дубовых и лавровых ветвей, жезлов, лент и другой затейливой лепнины. Центральная часть фасада увенчана изображением орлов, широко распахнувших крылья — символом безграничной власти и величия.
В 1900 году владельцем здания стал промышленник П. Ушков. В 1910 году он провел перестройку интерьеров особняка. Был устроен балетный репетиционный зал с зеркальными стенами. Одна из комнат была оформлена в модном в начале XX века мавританском стиле, эта комната сохранилась.
В 1920-е годы, пригласившие Айседору Дункан, советские власти предоставили ей для проживания бывший дом Ушкова на Пречистенке. Сегодня же в здании находится главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса МИДа.
Следующий дом также связан с именем Айседоры Дункан. Поверните с Пречистенки в Пречистенский переулок, пройдите до первого дома на перекрестке под №6/1. Это дом Миндовского, построенный в 1906 году в стиле неоклассицизма.
Участок, на котором он расположен, имеет неправильную форму, архитектор удачно подчеркнул перекресток красивой ротондой. Сдвоенные колонны преувеличенно утолщены книзу. Дом не имеет симметрии: один портик увенчан высоким треугольным фронтоном, другой имеет прямоугольную форму.
После революции дом был национализирован. После 1917 года в здании располагался ЗАГС, в котором расписывались Сергей Есенин с Айседорой Дункан. С 1927 года в доме располагается посольство Австрии.
Пройдите к дому №10 — это особняк Якунчиковой. Дом был построен в 1899-1900 годах в стиле английский модерн или, как его называют в Англии, «макинтош». На главном фасаде выступает пятигранный эркер, сверху которого устроен уютный балкончик. Специалисты также находят в оформлении особняка элементы бельгийского модерна или стиля ар-нуво.
Дом декорирован абрамцевской плиткой темно-зеленого и желтовато-коричневого цветов, подобных цвету листьев летом и осенью. Модерну сложно обойтись без женской головки в венце причудливых локонов — лорелеи. Она украшает верхний — третий этаж эркера. Женские головки на ограде появились только в 1907 году.
После особняка Якунчиковой вернитесь к дому №8 — это особняк Гутхейля. Он был построен в 1902-1903 годах. Дом Гутхейля уникален для московского модерна. Особняк получился симметричным, фасад оформлен с применением декоративных мотивов рококо.
От стиля модерн можно увидеть нежную керамическую плитку, панно с толстенькими младенцами-путти, округлые формы окон и двери, а также лорелеи над входом и над окнами. Навесной стеклянный козырек над входом деталь французского ар-нуво.
В 1915 году, после антинемецких погромов в Москве, Гутхейль продал издательство Русскому музыкальному обществу Сергея и Натальи Кусевицких.
Усадьбы Лопухиных, Коншиных, Матвеевой, Орловых
Вернитесь на Пречистенку. Напротив выхода из переулка по адресу Пречистенка, 11/8 находится музей Льва Толстого – бывшая усадьба Лопухиных-Станицкой. Этот дом в стиле ампир является архитектурной редкостью, так как сохранился практически в первозданном виде. Особняк был построен в 1822 году.
Перед вами классический портик с 6 ионическими колоннами, увенчанный классическим треугольным фронтоном, украшенным дворянским гербом. За колоннами на стене барельеф с античными сценами. Стены и ионические колонны изящного портика сделаны из дерева.
В 1920 году в доме был открыт музей Льва Толстого, хотя тот в нем никогда не жил. В музее представлена интересная и богатая коллекция, некоторые экспонаты меня особенно тронули, например, в музейной коллекции есть фотография писателя, который катается на коньках.
Чуть дальше на Пречистенке, 16/2 находится Дом ученых или усадьба Коншиных. Дом ученых состоит из двух корпусов. Первый из них — это усадьба, каменные строения которой были созданы в 1731 году. После смерти Коншина, в 1901-1910 годах вдова практически полностью перестроила особняк в стиле неоклассицизма.
Архитектор Анатолий Гунст добавил объем зимнего сада в виде полуротонды. В саду, выходящем на Пречистенку, появился фонтан, перед усадьбой возникла каменная ограда и парадные ворота со львами. Интерьеры особняка также получили роскошную отделку в неоклассическом стиле. В результате усадьба обрела свой современный вид.
В 1922 году в усадьбе разместился Дом ученых. Интерьеры особняка хорошо сохранились, ими можно полюбоваться практически в любое время. В бывшем роскошном зимнем саду сейчас размещается ресторан.
В самом доме проводятся концерты, во время которых открывается анфилада роскошных комнат особняка, и зрителям разрешается по ним пройтись, представляя себя хозяином или хозяйкой дома.
В 1932 году по проекту братьев Весниных рядом со старым домом был возведен новый корпус в стиле конструктивизм.
У ворот именно этого дома сидел Шарик из «Собачьего сердца» Булгакова и наблюдал за гражданином, вышедшим из дома «Центрохоза», который находился напротив.
Следующий дом по Пречистенке, 14 — жилой дом А. И. Матвеевой. Здание построено в 1875-1880 годах в стиле эклектика. Главный вход расположен не по центру особняка, а слева. Он наряден, оформлен в виде миниатюрного двухколонного портика.
В доме хорошо сохранились интерьеры, особенно роскошна парадная анфилада с богатой лепниной и декором, напоминающим традиции рококо. Важным элементом интерьера является парадная лестница с металлическими перилами со сложным орнаментальным рисунком.
Сегодня в здании располагается Управа района Хамовники, и можно зайти внутрь, чтобы посмотреть лестницу. Правда, подойти к ней уже нельзя, для этого необходим пропуск.
По Пречистенке, 10 находится усадьба Орловых-Филиппа. В XVII веке на этом участке в Москве находились каменные боярские палаты, капитально перестроенные в середине XVIII столетия в классическом стиле и получившие детали разных стилей в последующие годы.
Пилястры и белокаменный цоколь относятся к XVIII веку, фигурный балкон, наличники, обрамление дверей, а также изящные решетки над карнизом датируются второй половиной XIX века, эркер — это 1907 год.
Во второй половине XIX века здание на Пречистенке принадлежало разным владельцам. Часть его была отведена под меблированные комнаты. В настоящее время здание занято различными организациями.
В интерьере особняка сохранилась совершенно потрясающая каменная резная парадная лестница. Советую заглянуть внутрь здания, чтобы посмотреть на нее. Для этого просто позвоните в дверь, и вам откроют.
Дом-музей А.С. Пушкина
На Пречистенке, 12 находится Дом-музей А. С. Пушкина (дом Хрущевых-Селезневых). Само здание было построено в 1814-1816 годах в стиле ампир. Хозяином особняка был богатый тамбовский помещик А. Хрущев.
Фасады особняка украшены множеством декоративных деталей, прославляющих воинскую доблесть после победы над Наполеоном: венки с лентами, барельефы и т. д. Один фасад направлен на Пречистенку, другой — выходит на Хрущевский переулок. Оба фасада являются изюминкой этого дома.
Фасад, выходящий на Пречистенку, оформлен шестиколонным ионическим портиком. Треугольный фронтон приподнят вверх высоким мезонином. Герб довольно внушительного размера, поддерживаемый львами, украшает фронтон — это герб Селезневых.
Фасад, выходящий на переулок, также украшен портиком, но со сдвоенными ионическими колоннами. Треугольный фронтон оформлен изящной лепниной, а между колоннами просматривается горельеф на античные темы.
Обратите внимание на цоколь обоих фасадов. Участок имеет разную высоту, поэтому цоколь, на котором стоит портик со стороны Левшинского переулка, — неправильной формы, он поднимается на высоту цоколя со стороны Пречистенки и окончательно с ним сливается при помощи скругленного угла.
Одна из дочерей А. П. Хрущева вышла замуж за сына Ивана Нарышкина, дяди Натальи Гончаровой. Семьи Хрущевых, Пушкиных и Нарышкиных были очень дружны. Усадьбу передали под музей Пушкина в 1957 году.
Обязательно посетите музей, так как внутри сохранились даже росписи на потолке почти во всех залах, остались нетронутыми печи, а при входе обратите внимание на светильник — он висит на этом месте уже больше 200 лет!
Белые и Красные палаты
Продолжайте путь до Белых палат (дом 3). Вы их сразу узнаете. Отреставрированные белоснежные палаты имеют вид настоящего терема. Это вообще редкий и чудом сохранившийся объект каменной жилой архитектуры XVII века, ведь в основном Москва была деревянная.
Белые палаты были построены в 1688 году, этот дом являлся главным в усадьбе князя Б. И. Прозоровского. В центре здания во время реставрации восстановлена арка. Окна третьего этажа оформлены наличниками в стиле барокко, что довольно неожиданно для древнерусской архитектуры.
В 70-е годы прошлого века эти палаты хотели вообще снести. Реставраторы чудом отстояли эти палаты — памятник архитектуры.
Последний дом на Пречистенке,1 перед площадью Пречистенских ворот — это также древние Красные палаты XVII века. Здание являлось главным домом усадьбы боярина Б. Г. Юшкова.
Красные палаты, как и Белые, имеют интересную архитектурную особенность — наличники окон на втором этаже вместо традиционных килевидных оформлены в стиле барокко с разорванными фронтонами.
В XVIII веке стены Белого города были разобраны, на их месте разбили бульвары (Бульварное кольцо), однако старые сохранившиеся имена ворот в стенах Белого города пережили сами ворота. Так вы оказались на площади Пречистенских ворот.
Достопримечательности Остроженки
Прежде чем повернуть на Остоженку, посмотрите издали на дом 3. На его крыше можно увидеть эффектную конструкцию, похожую на перевернутую рюмку, поэтому в народе его так и называют «Дом под рюмкой».
По легенде, заказчик дома купец Я. Филатов был большой любитель опрокинуть стаканчик, и чуть было не пропил свое состояние. Однако он вовремя остановился и попросил архитектора поставить на крыше дома перевернутую рюмку.
Левая часть дома Филатова построена архитектором в 1904 году, а правая, та, что «под рюмкой» в стиле модерн, создана в 1907-1909 годах. Фасады здания насыщены лепными изображениями различных морских чудовищ, рыбьих голов, обнимающихся русалок, раковин, водорослей, на стенах расцветают причудливые растения и павлиньи хвосты.
Сегодня дом жилой, сохранились очень красивые парадные. Предлагаю попытать счастья и зайти в одну из них с жильцами либо со стороны Остоженки, либо со стороны переулка.
Продолжайте прогулку по Интересной Москве на Остоженке. Остановитесь у особняка Кукушевой, который находится под номером 21. Дом Кекушевой напоминает миниатюрный сказочный замок с романтичной граненой башенкой и высоким шатром, но все же это модерн, построенный Кекушевым для своей семьи в 1900-1903 годах.
Здание обращает на себя внимание прохожих своим многоцветьем и нестандартными формами. Фасад архитектор украсил вставками разнообразных орнаментов, а также декорировал кирпичную стену гладкой штукатуркой. Даже каменный цоколь привлекает внимание необыкновенно красивым окном полуподвала. Полукруглые окна украшены растительным узором.
Особняк Кекушевой считается одним из возможных адресов Маргариты в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Эта гипотеза основана на описании жилища героини: «готический особняк» в «саду в одном из переулков близ Арбата» и спальня, «выходящая фонарем в башню особняка».
В 1909 году особняк был продан, а Кекушевы переехали в квартиру в доходном доме Исакова. Сейчас дом предоставляется под посольства.
Архитектура Зачатьевского переулка
После дома Кекушевой направляйтесь в 1-й Зачатьевский переулок. Прямо перед вами Зачатьевский женский монастырь (2-й Зачатьевский переулок, 2). Монастырь основан еще в 1360 году и является одним из древнейших в Москве.
Первоначально в нем была деревянная церковь под названием Зачатие православной Анны. В 1514 году была построена первая каменная соборная церковь в честь Зачатия святой праведной Анны.
После своего основания монастырь много раз перестраивался, а также страдал от пожаров или набегов. В 1804-1807 годах архитектор Казаков возвел собор Рождества Богородицы, который после революции был полностью разрушен, на его месте была открыта обычная школа.
Другие постройки также были либо разрушены, либо изменены до неузнаваемости. Сохранилась лишь монастырская ограда да надвратная церковь Спаса Нерукотворого в стиле московское барокко конца XVII века.
В 1995 году монастырь в честь Зачатия Анны был возрожден, до сих пор в него приходят молиться пары о появлении ребенка.
По 1-му Зачатьевскому переулку спуститесь вниз, к Москве-реке, поверните налево, на Пречистенскую набережную, и пройдитедо дома 29. Перед вами особняк Ивана Цветкова – русского мецената и коллекционера. Он был построен в 1901 году для галереи работ русских художников.
Дом был выполнен в древнерусском духе. В декоре здания использованы стилизованные приемы узорочья XVII века. По периметру фасада тянутся вставки изразцов. В 1909 году Иван Цветков передал свою богатейшую коллекцию в дар городу Москве.
В настоящее время особняк принадлежит посольству Франции.
От особняка Цветкова продолжайте путь к храму Христа Спасителя. На углу набережной с Соймоновским проездом находится необыкновенный, уникальный, да просто сказочный дом Перцовой (Курсовой переулок, 1). Его так и называли после окончания строительства — «Дом-сказка».
Это один из самых красивых домов Москвы, он построен в стиле модерн в 1905-1907 годах по эскизам художника С. В. Малютина, автора русской матрешки. Если вы еще не гуляли вокруг дома, то обязательно пройдитесь и обратите внимание на балкончики, башенки, майоликовые панно и обилие разных цветов и деталей.
Здание просто фантастическое! Такого богатого оформления фасадов нет ни на одном доме Москвы. Сюжеты керамических панно связаны со славянской мифологией и былинами. Панно, украсившее фасад со стороны набережной, демонстрирует изображения солнечного славянского божества Ярилы.
Теремок балкона со стороны Соймоновского проезда даже имеет свое название «Сон царевны». На панно над входным проемом со стороны Соймоновского проезда можно увидеть вещую птицу гамаюн, встреча с которой предвещала удачу. Фасад со стороны Курсового переулка оформлен в стиле средневековой Европы.
В 1908 году в подвале разместился известный театр-кабаре «Летучая мышь». В 1923 году Перцовы эмигрировали. Внутри дома почти ничего не сохранилось, кроме резной деревянной лестницы и фрагмента прихожей.
Сегодня в доме располагается Управление делами дипломатического корпуса.
Храм Христа Спасителя
Главный храм Москвы – это, конечно Храм Христа Спасителя. Его здание было спроектировано архитектором К. Тоном как память мужеству русского народа в войне 1812 года. Храм строился почти 44 года (с 1839 по 1883 год), и выполнен он в русско-византийском стиле.
Высота здания составляет 103 м, что на 1,5 метра выше Исаакиевского собора, Храм стал самым высоким в России и является таким до сих пор. Предлагаю зайти внутрь, интерьер его поражает и восхищает.
Особенно незабываемым станет посещение второго этажа, где располагаются хоры и откуда открывается необычный вид на внутреннее пространство храма. Во время строительства в росписи принимали участие лучшие русские художники.
Главный иконостас храма Христа Спасителя представляет собой восьмигранную часовню из белого мрамора, увенчанную бронзовым позолоченным шатром, который напоминает главный купол собора Василия Блаженного.
Огромное внутреннее пространство перед иконостасом как бы олицетворяет Красную площадь — сердце Москвы и России, хранимой Христом Спасителем. Высота уникального иконостаса вместе с шатром составляет 26,6 м (он выше шестиэтажного дома).
В 1931 году этот уникальный памятник был варварски уничтожен. Но все архивы храма были спрятаны в нескольких библиотеках и музеях Москвы, фрагменты декора сохранились в монастырях, нашли даже подлинные фрагменты иконостаса в Музее геологии, по которым воссоздали его цвет.
К 2000 году был построен новый храм, являющийся точной копией старого.
Посмотрите на купола храма Христа Спасителя. Крест с полумесяцем представляет собой одну из древнейших форм креста на русских храмах. Существует несколько версий, что именно он символизирует.
По одной из них этот знак вовсе не полумесяц, а якорь. В христианской религии он имеет особое значение. Под ним понимают надежду и незыблемость веры. Кроме того, Вифлеемские ясли, в которых был младенец Христос, тоже напоминают собой полумесяц.
После осмотра интерьеров предлагаю подняться на смотровую площадку храма Христа Спасителя. Отсюда можно увидеть панораму Москвы на все четыре стороны. Это лучшая в столице смотровая с самыми главными видами Москвы на Замоскворечье, районы Пречистенки и Остоженки, Гоголевский бульвар, Кремль, Остров и Москву-реку.
Можно увидеть площадь Пречистенских ворот, вестибюль метро «Кропоткинская», современный Патриарший мост и построенный в 1938 году Большой Каменный мост, палаты Аверкия Кириллова и бывшую фабрику «Красный Октябрь».
Внимательный наблюдатель может увидеть рюмку доходного дома Филатова, Красные палаты, дом Перцовой, памятник Петру I, выставочный зал Третьяковской галереи на Крымском валу, а также стеклянную крышу ГМИИ имени А. С. Пушкина, про который я хочу рассказать отдельно.
Государственный музей им. А. С. Пушкина
Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина – это величественное здание на улице Волхонка, 12. Его построили к 1912 году как Музей изящных искусств, носивший имя императора Александра III.
Музей создавался как место, где должны были быть собраны копии значительных скульптур всего мира. Это дало бы возможность студентам университета прикоснуться и познать прекрасное наследие человечества. Архитектор, построивший этот шедевр, — Роман Иванович Клейн.
Само здание музея в неоклассическом стиле представляет собой музей под открытым небом. Главный фасад здания украшает колоннада, в увеличенном масштабе воспроизводящая пропорции колоннады восточного портика Эрехтейона, храма, находящегося на афинском Акрополе (построен в 421-406 годы до н. э.).
Рисунок капителей этих колонн в точности повторяет древний образец. На фризе наружного портика находится скульптура «Олимпийские игры». Другой фриз, «Панафинейская процессия», в точности копирует фриз Парфенона. С флорентийского дворика палаццо Барджелло скопирован «Итальянский дворик», правда, без соблюдения точных пропорций.
Здание строилось по последнему слову музейной практики и строительной техники. Стеклянная кровля обеспечивала достаточное количество дневного света в залах второго этажа и двух двориках-атриумах. Крыша имеет три стеклянных слоя, и раньше она отлично пропускала дневной свет, освещая все экспонаты.
Впоследствии в музее стали выставляться картины, которым яркий свет вреден, поэтому между первым и вторым слоем установили электрические светильники, а между вторым и третьим слоем положили не пропускающую свет пленку.
Новый музей сразу стал очень популярным у широкой публики, но после революции его ждали кардинальные перемены. До 1930 года продолжался процесс передачи в музей картин из национализированных московских коллекций, а также из ликвидированного Музея иконописи и живописи И. С. Остроухова.
В 1948 году в связи с закрытием Государственного музея нового западного искусства в музей было передано около 300 живописных и свыше 80 скульптурных произведений.
Продолжайте архитектурный маршрут через пешеходный Патриарший мост, который сооружен в 2004 году по проекту архитектора М. М. Посохина и художника З. К. Церетели. Он стилизован под архитектуру мостов XIX века.
С моста открываются красивые виды, и он является излюбленным местом для прогулок москвичей. Кстати, с Патриаршего моста можно также увидеть Теремной дворец, который совсем не видно с территории Кремля.
Достопримечательности Берсеневской набережной
По Патриаршему мосту отправляйтесь на противоположный берег Москвы-реки, на Берсеневскую набережную. Слева от моста находятся старинные палаты Аверкия Кириллова, построенные в боярской усадьбе XVII века.
На этом месте с XV века были разбиты государевы сады. К середине XVII века, во время правления Алексея Михайловича, государевыми садами ведал боярин Аверкий Кириллов. С 1677 года он стал думским дьяком.
Аверкий прожил в этих палатах 26 лет, в замке свода сохранилось резное изображение креста, вокруг которого сделана надпись о том, что эта палата поставлена в лето 7165, что соответствует 1656— 1657 годам.
В конце XVII — начале XVIII века палаты были перестроены в духе времени, а именно с элементами барокко. Посмотрите на верхнюю часть фасада: фронтон украшен спиралевидными декоративными деталями – волютами, колонны сдвоенные.
Окна второго этажа оформлены белокаменными полукруглыми наличниками барочной формы. Слева на фасаде, который смотрит на церковь, сохранились великолепные изразцы.
Рядом с палатами сегодня, как и 350 лет назад, находится церковь Николая Чудотворца, построенная в середине XVII века. Храм построен в стиле узорочье. Он декорирован нарядными кокошниками, красивыми наличниками, килевидными закомарами, а также массивным красным крыльцом с бочкообразными опорами.
Далее пройдите по набережной в сторону памятника Петру I. Вы окажетесь у бывшей фабрики «Красный Октябрь», которая основана в 1867 году немцем Фердинанд фон Эйнем.
Строительство производственных помещений на стрелке началось в 1889 году. Основной ансамбль фабрики спроектировал и построил архитектор А. М. Калмыков. Этот «фабричный» стиль даже получил название «кирпичный», так как в декоре используется только неоштукатуренный кирпич.
После революции фабрику переименовали в «Красный Октябрь», но сам производственный процесс не менялся. Например, рецепт конфет «Мишка косолапый» остался еще со времен «Эйнема».
На крыше одного из корпусов можно увидеть самую большую каллиграфическую роспись в России (площадь рисунка и крыши 1600 кв. м), которую выполнил современный художник П. Лампас. Зрелище очень необычное.
Посмотрите также Маршрут прогулки по Замоскворечью от Театрального музея.
Станция метро «Кропоткинская»
По пути к конечной точке маршрута – станции метро «Кропоткинская», осмотрите еще два памятника архитектуры. Пройдите на Гоголевский бульвар, к дому 6 – особняк Третьяковых. Автором перестройки старой усадьбы в 1873 году был архитектор А. Каминский.
Декор фасадов был выполнен в русско-византийском стиле. На фасаде можно увидеть разные элементы древнерусского зодчества: колонки с кубовидными капителями, вставки с поребриком, аркады на консолях, отсылающие к средневековым укреплениям, килевидные кокошники, высокие крыши, как у терема.
(Prechistenka28)
Сергей Третьяков начал собирать картины позже своего брата, но и у него к 70-м годам накопилась значительная коллекция. Для ее размещения Каминский возвел двухэтажный флигель рядом с основным домом. Оба здания соединены друг с другом двумя переходами-галереями.
Почти напротив усадьбы Третьякова, на пересечении Гоголевского бульвара с Гагаринским переулком, находится еще один интересный дом — городская усадьба Секретарева, построенная в 1850-1853 годах.
Длинная прогулка по маршруту «Интересная Москва» от Пречистенки до Берсеневской набережной заканчивается в вестибюле метро «Кропоткинская». Эта станция расположена в районе Хамовники (ЦАО). Названа по площади Кропоткинские Ворота и Кропоткинской улице (площадь Пречистенские Ворота и улица Пречистенка).
Эта воздушная и лаконичная станция была построена в 1935 году архитекторами А. Н. Душкиным и Я. Г. Лихтенбергом. Вместе они разработали проект станции, который был основан на архитектуре Древнего Египта. Свет, который исходит из чаш колонн, нежно и равномерно освещает потолки, а сами колонны воспринимаются как огромные светильники.
Конструкция станции — колонная трёхпролётная мелкого заложения (глубина заложения — 13 м). Построена по специальному проекту из монолитного бетона. Десятигранные колонны станции и путевые стены отделаны серовато-белым уральским мрамором «коелга» (до конца 1950-х годов путевые стены были покрыты фаянсовой плиткой).
Пол выложен розовым и серым гранитом в шахматном порядке (первоначально покрытие было асфальтовым). Светильники вмонтированы в капители в верхних частях колонн. Стены кассового зала облицованы марблитом.
Имеется наземный вестибюль полуциркулярной формы в виде арки, сооружённый по проекту архитектора С. М. Кравеца и расположенный в начале Гоголевского бульвара. Через него осуществляется выход к Гоголевскому бульвару, площади Пречистенские ворота и Гагаринскому переулку.
В 1997 году вместе с Храмом был открыт северный выход, ведущий в подземные переходы — на улицу Волхонка, Всехсвятский проезд, и к самому Храму Христа Спасителя.