Московские достопримечательности – это не только Кремль и Воробьевы горы, а также старейшие улицы и дома, ставшие архитектурными памятниками столицы. Предложенный маршрут для пешеходной экскурсии по столице в основном состоит из особняков, построенных в конце XIX – начале XX века.
На рубеже веков в Москве начался настоящий строительный бум. Для архитекторов наступило золотое время! Древняя столица стремительно менялась: вместо многочисленных московских садов, палисадников, одноэтажных домов и двухэтажных усадеб вырастали 4-5-этажные доходные дома либо особняки, построенные в совершенно новых для города архитектурных стилях.
Основные достопримечательности на маршруте:
Усадьба Долгоруковых – Особняк Святополк-Четвертинского – Особняк Шлоссберга – Дом Миндовского – Особняк Понизовского – Главный дом городской усадьбы Гагарина – Гнесинка – Усадьба Казакова-Дункер-Цетлина – Усадьба Грачевых – Особняк Грибова – Собственный дом архитектора Соловьева – Особняк Некрасова – Дом Верстовского (посольство Исландии) – Церковь Большое Вознесение на Большой Никитской – Доходный дом в стиле модерн и храм святого Феодора Студита у Никитских ворот – Особняк Рябушинского – Гранатный двор – Особняк Зинаиды Морозовой – Дом Тарасовых на Спиридоновке – Собственный дом Бойцова – Особняк Беляева – Усадьба Зубовых-Леонтьевых – Особняк Леман – Усадьба Долгоруковых-Бобринских – Дом Суворова – Особняк Лопатиной – Доходный дом Рекка – Дом Ростовых с другой стороны.
Приготовьтесь к интенсивной прогулке и большому количеству новой информации — по нашему маршруту каждый дом либо является архитектурным памятником, либо таит секреты. Начнем наш путь на Поварской улице. До 1917 года она считалась самой аристократической улицей в Москве, да и сейчас на ней почти каждый дом — шедевр.
- Усадьба Долгоруковых (Дом Ростовых)
- Особняки Святополк-Четвертинского и Шлоссберга
- Дома Миндовского и Понизовского
- Главный дом усадьбы Гагарина
- Российская академия музыки им. Гнесиных
- Усадьбы Казакова-Дункер-Цетлина, Грачевых
- Особняки Грибова, Соловьева и Некрасова
- Храмы Большое Вознесение и Святого Ф. Студита
- Особняк Рябушинского и Гранатовый двор
- Особняк Морозовой и дом Тарасова
- Дом Бойцова и особняк Беляева
- Усадьбы в Гранатном переулке
- Дома на Большой Никитской
- Дом Ростовых с другой стороны
Усадьба Долгоруковых (Дом Ростовых)
Отправная точка находится на Поварской, 52 — усадьба Долгоруковых. Это типичная постройка конца XVIII – начала XIX века. Усадьба была построена для семьи Долгоруковых в классическом стиле — упорядоченность всех элементов, симметричный фасад, портик с колоннами, большой треугольный фронтон, желтый с белым цвета фасада.
Колонны коринфские — покрыты листьями аканфа. На фронтоне изображен щит, на нем — герб барона Боде-Колычева, одного из владельцев усадьбы во времена Толстого. Венчает герб баронская шапка.
Лев Толстой хорошо его знал, и именно его он описал в «Войне и мире» как дом Ростовых. Во дворе дома стоит памятник писателю, выполненный в середине XX века.
Особняки Святополк-Четвертинского и Шлоссберга
Московские достопримечательности нельзя представить без здания на Поварской, 50 – дом Б. В. Святополк-Четвертинского, который построен в 1887 году. Архитектурный памятник напоминает английский замок в стиле эклектика с элементами неоренессанса, необарокко и неоготики.
Интерьеры особняка полностью сохранились. Деревянная лестница была построена без единого гвоздя. Она скрипит, но если знать, куда наступать, то можно зайти наверх совершенно бесшумно. В здании иногда проводятся экскурсии, на которых можно даже пройти по потайной лестнице.
В большом каминном зале сегодня располагается модный ресторан ЦДЛ (в советское время в особняке располагался «Центральный дом литераторов») Здесь можно увидеть двусветный зал с готическими окнами, камином, шикарной лестницей, гобеленами на стенах и витражами.
Через дом от ЦДЛ, на углу Поварской, 46, и Скарятинского переулка, находится особняк Шлоссберга, построенный в 1910-1911 гг. Здание выполнено в необычной для Москвы неоренессансной стилистике — со всех сторон строение щедро покрыто рустом. Его уличный фасад имеет разнообразный лепной узор.
Большие окна украшены гирляндами из цветов и фруктов. Под крышей по всему периметру идет красивый барельеф с элементами венков, цветов, женских и мужских голов, фигурок младенцев и т. д. На фасаде сделаны ниши для ваз, украшенные раковинами, а арочные проемы над окнами оформлены нарядными кессонами.
Декоративный декор между первым и вторым этажами особняка Шлоссберга имеет в своем орнаменте маски львов. Сейчас в здании находится резиденция посла Германии.
Дома Миндовского и Понизовского
Первые постройки в Москве в стиле модерн появились в последнем десятилетии XIX века. Следующая точка маршрута — дом Миндовского (Поварская, 44) построен в 1903-1904 годах именно в стиле модерн.
Его архитектуре свойственны различные формы окон, дверей и даже рисунка окон, асимметрия, стихийность появления различных элементов на фасаде, наличие эркеров, полукруглые части фасада, аллегоричных скульптурных композиций, украшение маскаронами, витражи и мозаика.
Соседнее здание не менее привлекательно – дом Понизовского, построенный в 1903-1904 годах в стиле модерн. Позже хозяин перестроил здание, убрал с его фасада и крыши красивые, но экстравагантные для того времени элементы модерна, и дом стал похож на неоклассический особняк.
Модерн остался только в интерьере и кое-где на фасаде мелькают фрагменты былого декора, например, маска льва над въездными воротами или металлическое украшение на двери.
Главный дом усадьбы Гагарина
Почти напротив дома Понизовского находится здание начала XIX века (Поварская, 25А), созданное в 1818 году для князя Сергея Гагарина в стиле ампир. Сооружение украшают орнаментальные вставки-горельефы с изображением орлов и лавровых венков. Портик украшен тремя арочными нишами и колоннами в каждой из них.
После окончания строительства Гагарин продал усадьбу, в одном из домов поселилась старшая дочь А. С. Пушкина – Мария. После ее смерти, в 1937 году здание передали Институту мировой литературы им. А. М. Горького.
Сегодня в здании действует бесплатный музей Максима Горького, работающий по будням. Советую зайти, чтобы посмотреть на сохранившиеся интерьеры — шикарную парадную лестницу с барельефами и скульптурами, а также лепнину и колонны в трех залах музея.
Российская академия музыки им. Гнесиных
Знаменитая Российская академия музыки имени Гнесиных или, попросту, Гнесинка, тоже расположена на Поварской улице, в здании под номером 30/36. Московские достопримечательности невозможно представить без упоминания этого сооружения.
Строительство основного здания было начато еще до войны, в 1937 году, однако закончено было лишь в 1946 году. Стилистика академии — сталинский ампир, знакомый нам по высоткам из прошлого маршрута. Однако колонны коринфские.
Усадьбы Казакова-Дункер-Цетлина, Грачевых
На другой стороне Поварской, чуть ближе к Новому Арбату, находится дом № 9 — это усадьба Казакова-Дункер-Цетлина. В 1892 году Дункерами была проведена реконструкция главного здания, а в 1910 году особняк приобрел существующий сегодня необарочный вид – преображение барокко и рококо XVII-XVIII веков.
В этом особняке присутствуют такие элементы этого стиля, как раковины в нишах, картуши, женские головки, обнаженные женские фигурки на вазах, сами вазы, над окнами расположены фигурки младенцев. Кроме того, фасад оформлен богато декорированными пилястрами.
Последними хозяевами здания (с 1910 года) была семья Цетлиных.
Рядом с архитектурным памятником Казакова-Дункер-Цетлина располагается дом №7 — это усадьба Грачевых, построенная в 1885-1887 годах в неоклассическом стиле с элементами барокко.
Этот особняк — один из немногих, в котором сохранились подлинные интерьеры времен Грачевых: мраморная резная лестница, скульптура «Амур со львом» итальянской работы середины XIX века. На фасаде выделяются лепные ажурные картуши. По центру здания располагается низкий купол.
Особняки Грибова, Соловьева и Некрасова
Чтобы увидеть следующую плеяду архитектурных памятников Москвы, нужно перейти в Хлебный переулок. Для этого вернитесь назад по Поварской, пройдите школу № 91, перед домом №18 сверните направо и дворами выйдете в Хлебный переулок.
Дом №15 – это следующая точка на маршруте – особняк Грибова, построенный в 1909-1910 годах в неоклассическом стиле с элементами ампира. Его вход охраняют два добрых льва. Портик образован восемью парными ионическими колоннами, балкон богато декорирован окном. Венчает здание классический треугольный фронтон.
Сегодня в доме располагается резиденция посла Бельгии.
На углу Хлебного и Малого Ржевского переулков находится собственный дом архитектора Соловьева, построенный в 1901-1902 годах в стиле модерн (Малый Ржевский переулок, 6). Планировка и декорирование особняка оригинальны — окна со стороны Малого Ржевского переулка они не только разного размера, но и находятся на разных уровнях двухэтажного особняка. Асимметричная композиция дома завершается викторианским щипцом на крыше, напоминающим западноевропейский средневековый дом.
Особняк богато декорирован скульптурами: голова богини Афины, сова — символ мудрости, маска льва у входа. Над Афиной расположено главное украшение дома — майоликовое панно «Сумерки». На них изображены аллегории архитектуры, живописи, музыки и знаний. Дом известен также тем, что в нем до замужества жила жена Михаила Булгакова.
Напротив дома Соловьева по адресу Хлебный, 20/3с1, расположен особняк Некрасова И. И., построенный в 1906 году в стиле неоготика. Дом напоминает хорошо укрепленный английский замок. Этот стиль называется неоготика.
Архитектор обыграл угол этого здания, находящийся на перекрестке. Эта часть фасада на самом деле многогранный эркер, и она очень напоминает башню в замке.
На верхней части эркера и разместился необыкновенный орнамент в готическом стиле. Боковые фасады оформлены также готическим орнаментом. Стремление ввысь дополнительно подчеркивается узкими витыми колонками между окнами.
Дом Вертовского (посольство Исландии)
Пройдя чуть выше по Хлебному переулку, до дома №28, вы увидите посольство Исландии, которое располагается в доме Вертовского — известного русского композитора. Здание сооружено в 1815 году в стиле ампир.
В 1887 году особняк сменил хозяев, а вместе с ними и свой старый облик. Вместо ампирного портика посередине особняка появился эркер с большими окнами, с полукруглым фронтоном. На фронтоне помещен картуш с гербом нового владельца. Внизу эркера — большая львиная маска.
Под картушем – яркий герб Исландии, состоящий из щита и поддерживающих его четырех духов — хранителей этой страны.
Вернемся в Малый Ржевский переулок и пройдем по нему в противоположную сторону от Поварской улицы, к храму Большое Вознесение на Большой Никитской.
Храмы Большое Вознесение и Святого Ф. Студита
Здание храма Большое Вознесение на Большой Никитской выгорело и было заново отстроено только в 1816 году в стиле ампир. В трапезной же в 1831 году состоялось венчание А. С. Пушкина и Н. Н. Гончаровой. С 1827 по 1848 год строилось центральное здание храма. Колокольня была построена совсем недавно, в 2004 году по эскизам XIX века.
На Большой Никитской находится еще один храм с похожим названием — храм Вознесения Господня, и, чтобы их не путали, этот храм назвали Большое Вознесение, а второй — Малое Вознесение.
На Большой Никитской перейдите дорогу и перед храмом сразу же поверните направо. Справа находится доходный дом №31, построенный в стиле модерн в самом начале прошлого века. На нем необыкновенная крыша с романтическими башенками со шлемовидными завершениями и шпилями.
На Большой Никитской, 29 (левее от доходного дома) находится еще одно интересное здание — храм святого Феодора Студита у Никитских ворот. Он был построен в 1626 году по указу патриарха Филарета, отца первого из Романовых, царя Михаила Федоровича.
Известен храм также тем, что в конце XVIII века стал приходским храмом А. В. Суворова.
Особняк Рябушинского и Гранатовый двор
Параллельно Большой Никитской находится Малая Никитская улица. На ней, в доме 6/2, по другую сторону сквера располагается особняк Рябушинского в стиле модерн в 1900-1902 годах.
Архитектор Шехтель в этом доме впервые применил принцип «дом для человека» вместо старого принципа «человек для дома». Он сначала спроектировал лестницу и вокруг нее жилые помещения так, как удобно хозяевам, а только затем выстроил вокруг дома фасад.
Дом не кажется высоким, видимы только два этажа. На самом деле в доме есть еще и третий, тайный, который не видно со стороны улицы и где располагается скрытая от глаз молельня. По высоте дом почти достигает уровня 4-го этажа современных домов.
По верхней части фасада тянется нежный мозаичный фриз с любимыми цветами модерна — орхидеями и ирисами. Каждое окно — это произведение искусства, ни одно из них не повторяется. Металлическая кованая ограда вокруг особняка в виде спирали или волны также впечатляет.
Самая красота таится внутри особняка, и каждый может зайти и полюбоваться его интерьерами, просто купив билет. Сегодня в доме располагается еще один музей Горького. Посетителей встречает лестница-волна из мрамора, она настоящая жемчужина этого дома. Лампа у лестницы — это загадочная морская медуза, на полу — инкрустация в виде волны, зеленоватые стены — все это создает иллюзию подводного мира.
В доме находится 9 красивейших витражей. На третьем этаже в алтаре тайной молельни сохранились фрагменты подлинной росписи начала XX века. На полотенцах, расположенных по бокам окон в алтаре, древний символ Иисуса Христа — рыба с крестом, над ней греческая надпись: «Ихтис» (рыба).
После особняка Рябушинского пройдите к особняку Морозовых на Спиридоновке. Слева (Спиридоновка, 3/5) останется Гранатный двор, который представляет собой остатки крупного военно-промышленного комплекса XVII века.
Здесь изготавливались гранаты и другое оружие. Однако в 1712 году, после пожара и взрыва пороховых погребов, двор прекратил свое существование. Удивительно, что название пережило века и стало частью Гранатного переулка, совсем рядом.
Старые палаты XVII века под более поздней застройкой были выявлены только во время реставрации 1970 года, и Гранатный двор получил свой первоначальный облик. Палаты Гранатного двора — старейшее здание на Спиридоновке.
Особняк Морозовой и дом Тарасова
По адресу Спиридоновка, 17 располагается особняк Морозовой Зинаиды, построенный в 1893-1898 годах в неоготическом стиле с элементами английской готики. Его вы могли повстречать на маршруте по достопримечательностям Москвы от Кудринской высотки.
Он очень напоминает средневековый замок. Помимо устремленных вверх башенок, стрельчатых окон и даже элементов окон-роз, на фасаде встречаются мифологические существа: химеры, маскарон, львы.
На входе —зубцы крепостной стены над крыльцом в виде миниатюрного средневекового замка. Интерьеры особняка поражают воображение. Панно в гостиных, витражи, а также скульптурная композиция у главной лестницы. Сегодня внутри находится Дом приемов МИДа, и внутрь можно попасть только в Дни исторического и культурного наследия, два раза в год весной.
На Спиридоновке, 30/1, наискосок от особняка Морозовых, находится особняк Тарасова и представляет собой копию Палаццо Тьене в городе Виченца. Поэтому и стиль этой постройки называется палладианство. Почти все архитектурные формы заимствованы у итальянского палаццо — в особенности обильное и мастерское использование руста и ордерных элементов.
Сразу после завершения строительства дом становится достопримечательностью, его изображение попадает на страницы модных архитектурных журналов. В одном из залов потолок можно сравнить с картинной галереей. Здесь находится копия картины Тинторетто «Происхождение Млечного Пути».
В других залах здания сохранились роскошные потолки, украшенные лепниной и росписью работы театральных художников Евгения Лансере и Игнатия Нивинского. В настоящее время здание занимает Институт Африки РАН, и внутрь можно попасть с экскурсией.
Дом Бойцова и особняк Беляева
Вернувшись по Спиридоновке назад, к дому № 14, вы увидите собственный дом Бойцова, который построил сам архитектор в 1901-1903 годах. Его дом становится витриной творчества. Фасад, выполненный в любимой архитектором неоготической стилистике, увенчан скульптурой: лев побеждает дракона.
Интересный факт — этот адрес связан с русским писателем Чеховым. Антон Павлович снималквартиру в несохранившемся дворовом флигеле в 1901 году. Сегодня в доме располагается посольство Греции.
Напротив дома Бойцова, по адресу Спиридоновка, 11, находится особняк Беляева, построенный в 1902-1904 годах в стиле модерн. Здание задумывалось как стилистическая пара особняку Рябушинского неподалеку, но его модерн более спокоен и лаконичен.
Фасад отделан так называемым «кабанчиком» — некрупной кремовой облицовочной плиткой, очень характерной для стиля модерн. Балкончики и ограда украшены красивой изогнутой металлической решеткой. Пузатые столбы ограды, которые эффектно дополняют декор здания.
Сегодня в особняке находится резиденция посла Южной Кореи.
Усадьбы в Гранатном переулке
Пройдя дальше по Спиридоновке, до перекрестка, поверните направо и пройдите по Гранатному переулку до усадьбы Зубовых-Леонтьевых, это № 4. Это одно из немногих зданий в этом районе, построенное в начале XIX века.
Сам усадебный дом выстроен в стиле ампир, что было типично для послепожарной Москвы. Перед нами портик, шесть колонн, наверху разместился бельведер (круглая надстройка на здании).
Пройдя до дома №7 в Гранатном переулке, увидите особняк Леман Анны-Луизы, который был возведен в 1896 году в стиле неоготики: рисунок окна-розы, башенки в оформлении балкона, стрельчатые арки при входе.
Очень необычно оформлена крыша — она немного похожа на крышу древнерусского терема, разве что более вытянутую вверх (она называется щипцовая). Архитекторы любили смешивать стили, они жили во время господства эклектики.
Сейчас в особняке размещается Центральный дом архитектора, и можно зайти внутрь, чтобы полюбоваться интерьерами.
Для продолжения прогулки по московским достопримечательностям сверните во двор между особняком Леман и домом №5. Так вы выйдете на Малую Никитскую улицу, в районе дома №16. Спуститесь вниз, к дому 12 — это усадьба Долгоруковых-Бобринских. Еще одно сохранившееся классическое здание XVIII-XIX веков, построенное на месте палат XVII века.
Во время возведения усадьба принадлежала Долгоруковым, а в 1830-х годах перешла к графам Бобринским, представителям младшей ветви династии внебрачного сына императрицы Екатерины II и ее фаворита графа Григория Орлова.
Дома на Большой Никитской
По адресу Большая Никитская, 44/1 расположен дом Суворова Александра Васильевича. Чтобы попасть сюда, нужно перед храмом Большое Вознесение повернуть направо, в небольшой сквер, где стоит памятник Алексею Толстому.
За памятником, за деревьями и высоким забором расположен дом Суворова, причем от него осталась только табличка. Здание, на котором она висит, перестраивали после смерти великого полководца не один раз. Существующий ныне особняк был перестроен в стиле эклектики в 1873 году.
После выхода из сквера поверните направо, пройдите мимо посольства Мьянмы, резиденции посла Турции и направляйтесь к дому 54. Среди построек XIX века очень странно смотрится обычная кирпичная девятиэтажка (Большая Никитская, 43). Именно в этом доме жила главная героиня фильма «Служебный роман».
Дом №54 по Большой Никитской — это особняк А. В. Лопатиной (ныне посольство Бразилии). Особняк построен в 1876 году в русско-византийском стиле: красивый орнамент кладки кирпичных стен, дополненный майоли.
Рядом с особняком Лопатиной, по адресу Большая Никитская, 56, находится особняк Рекка, построенный в 1902-1903 годах в стиле модерн.
Его можно узнать по присущим данному архитектурному стилю элементам: растительный декор на фасаде, много плавных линий, маскароны, разные окна, эркер, напоминающий романтическую башенку с шлемовидным завершением. Руст идет по нижней части фасада, однако у входа он забирается повыше.
Дом Ростовых с другой стороны
Напротив особняка Рекка находится дом Ростовых (Поварская, 52/55). Таким образом, завершается маршрут по московским достопримечательностям почти там же, где и начинается — у усадьбы Долгоруковых.
Имение расположено между двумя улицами, и вы можете полюбоваться фасадом, выходящим на Никитскую. Левее портика с колоннами находится вход в ресторан. Раньше в этом помещении располагалась домовая церковь во имя святого Филиппа Митрополита. В соседнем доме находится Центральный дом литераторов.