В 38 км юго-восточнее Москвы расположен первый в России Музей авиации в Монино, в котором представлены подлинные образцы техники Военно-Воздушных сил. В нем можно увидеть различные самолеты, вертолеты, авиамоторы, вооружение, средства спасения, относящиеся ко всей истории отечественной авиации – от 1909 г. до наших дней.
Музей ВВС – это история об отечественной авиации, о трудном и славном пути ее становления и развития. Переходя от экспоната к экспонату, от стенда к стенду, посетитель прослеживает всю историю авиационных сил СССР, России, а также прошлое отечественной Гражданской авиации и воздухоплавания.
История создания
Музей авиации создан при Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина 28 ноября 1958 года на базе ремонтных авиационных мастерских. 23 февраля 1960 года музей принял первых посетителей, имея 586 единиц хранения, из них 14 самолетов.
Здания ангаров в Монино представляют собой архитектурные памятники, так как ангары таких размеров и того времени практически не сохранились. Ангары строились для обслуживания и ремонта самых крупных для того времени тяжелых бомбардировщиков ТБ-3, в дальнейшем Пе-8.
Уникальность этих зданий заключается в том, что они позволяли распахивать сдвижные секции ворот на всю длину размаха крыла – 42 м и 39 м соответственно.
Выставочный комплекс очень быстро развивался и получил всемирную известность. За последние годы его посетили делегации из 81 страны мира. Все ведущие авиационные державы считают его одним из крупнейших авиационных музеев мира, а коллекцию самолетов фантастической.
На территории открытой стоянки имеются два зала-ангара в которых расположены экспозиции «Уникальные летательные аппараты» и «Учебные и спортивные самолеты». Эта коллекция позволяет проследить развитие авиации от первых самолетов до самолетов сегодняшнего дня.
Сегодня Музей авиации, расположенный в Монино, впечатляет огромными размерами, занимая 20 га открытых площадок и более 5500 м2 помещений.
Экспонаты выставки
В трех огромных ангарах Музея ВВС РФ и под открытым небом собрано более двухсот настоящих самолетов и вертолетов. Большинство уже снято с эксплуатации, многие уникальны, а некоторые даже не были в серии.
Первое, что невозможно не заметить еще на подходах к выставочному пространству, – гигантский настоящий самолет В-12, который виден издалека. Он так огромен, что многие не могут сдержать возглас восхищения, соседние аппараты в музее на его фоне поначалу выглядят незаметными.
Возле входа стоит первый музейный экспонат – бомбардировщик ТУ-4. Самолет находится в отличном состоянии. Он примечателен еще и тем, что создавался для ВВС как аналог первого американского самолета-носителя атомной бомбы.
По соседству самолет полностью отечественной разработки, от идеи до последнего винтика – это знаменитый реактивный Ту-16. На его базе немного позднее Туполев сконструировал пассажирский Ту-104.
Поблизости стоит еще одна легенда ВВС – «Сотка». Официальное название этого самолета Т-4, он интересен тем, что при переходе на сверхзвуковой полет окна кабины летчика перекрывались, и экипажу приходилось вести машину «вслепую» – по приборам. «Сотка» выпускалась из сплава титана, скорость полета составляла 1,7 Маха (~1836 км/час).
В одном из ангаров собраны легендарные аппараты малой авиации. Самолет Бе-32 знаменит тем, что единственным из гражданских судов мог выполнить боевой разворот, за что его называли гражданским истребителем.
Рядом стоит М-15 – резвый «кукурузник» из Польши, нареченный, как и представитель нечистой силы, Бельфегором. Еще один «иностранец» времен Первой мировой – французский «Вуазен», которому довелось сняться в кинофильме «Неуловимые мстители» и в некоторых других.
Интересно посмотреть сквозь лобовое стекло стратостата СССР-1. Тем, кто читал или смотрел кинофильм про летчика Гарнаева, очень любопытно взглянуть в реальности на его знаменитый турболет.
Кроме «аксакалов» авиации, представлены в музее и довольно новые образцы космической техники. Улыбку вызывает реактивный крошечный самолет Ла-15. Этот «кроха» весит 2,5 тонны и уютно закрепился под килем гигантского «родителя» Ту-195, он может стартовать, только находясь в воздухе.
Летательный аппарат БОР-5, вернувшийся на Землю из космических просторов, производит особенно сильное впечатление. По обшивке заметно, как сильно он обгорел, входя на огромной скорости в слои земной атмосферы. Этот экспонат был передан в музей несколько лет назад. Между ангарами можно подробно рассмотреть вертолеты: от самых маленьких, до гигантов Ми-26.
Кроме того, в залах экспонируются модели летательных аппаратов, уникальные фотоматериалы и редкие документы, которых в музее более 37 тыс.
Музей авиации Монино постоянно совершенствует организационно-штатную структуру и теперь в нем имеются отделы пропаганды (с 1991 г. музейный), научной экспозиции, комплектования фондов и реставрационные мастерские.
В Центральном музее военно-воздушных сил РФ в Монино такое огромное количество интересных экспонатов, что даже просто упомянуть о них в обычной статье невозможно. Лучше приехать сюда и увидеть все самому.
Режим работы и как добраться
Центральный музей Военно-Воздушных сил находится в поселке Монино, который расположен в 38 км юго-восточнее Москвы.
Адрес: Московская область, городской округ Щёлково, рп Монино, ул. Музейная, д. 1.
Проезд:
- Электропоездом от станции «Москва — Ярославская» до станции «Монино» (электричка Москва-Монино, Москва-Фрязево (выход на остановке «Монино»!)). Далее пешком.
- Маршрутным такси 587 от м. «Перово» до конечной остановки «Монино». Далее пешком. Можно пересесть на маршрутное такси 587, следующее в сторону Москвы до ост. «Центральный музей ВВС»
- Автобусом 362 от м. «Щелковская» до конечной остановки «Монино». Далее пешком.
Сайт: https://cmvvs.ru
Телефон: +7 (495) 786-44-12.
Режим работы:
- Ср.– вс. 9.00-18.00;
- Пн., Вт. – выходной.
Каждый последний четверг месяца для лиц, не достигших 18 лет и студентов ВУЗов вход в музей бесплатный.
За время существования музея авиации его посетило более 3-х млн. экскурсантов. С каждым днем это число возрастает. Помимо последнего четверга месяца, в Дни особых праздников – День защитника отечества (23 февраля), День Победы (9 мая), Международный день музеев (18 мая), День России (12 июня) и День воздушного флота (3-е воскресенье августа) – вход БЕСПЛАТНЫЙ.
Читайте также: Музей ГУЛАГа – национальная память о сталинских репрессиях.
Музей авиации в Монино – это отличное место для любителей ВВС. Представленные экземпляры самолетов, вертолетов и другой летательной техники впечатляют. Около экспонатов присутствует подробное описание технических характеристик самолётов и вертолетов. Жаль только, что не ко всем экспонатам можно подойти близко.