Маршрут от Площади трех вокзалов до Лубянки

Площадь трех вокзалов в Москве, или Комсомольская площадь, – это шедевры знаменитейших архитекторов. Приезжающие в столицу должны сразу увидеть Москву во всем ее великолепии. Пешеходный маршрут от трех вокзалов до Лубянки очень интересный и необычный.

Основные достопримечательности на маршруте:

«Комсомольская» станция – Ярославский вокзал – Ленинградский вокзал – Казанский вокзал – Гостиница «Ленинградская» – Здание Наркомата земледелия – Высотка на Красных воротах – Особняк Нарышкина – Особняк Панина – Дом Политехнического общества – Особняк Барышникова на Мясницкой – Здание Центросоюза Ле Корбюзье – Дом страхового общества «Россия» – Дом Юшкова – Дом Перлова – Московский почтамт – «Дом со львом» на Мясницкой – Церковь Архангела Гавриила – Усадьба Черткова – Торговый дом Кузнецова – Политехнический музей – Лубянка.

Начинаем маршрут в метро, ведь его станции — это также шедевры Комсомольской площади, но только подземные.

Комсомольские станции метро

«Комсомольская», на же Радиальная, станция метро была построена и открыта в 1935 году. Ее архитектором стал Д. Н. Чечулин, который к оформлению привлек художника-монументалиста Е. Е. Лансере. Наряду с живописными работами Лансере выполнил майоликовое панно «Метростроевцы».

метро Комсомольская
Холл станции метро Комсомольская (Радиальная)

Другая станция метро «Комсомольская», она же Кольцевая, открыта в 1952 году. Ее проектировали и строили ее архитекторы А. В. Щусев, П. Д. Корин и другие. Это апофеоз сталинского ампира. Она отличается грандиозностью и помпезностью и является одной из самых красивых станций московского метро, так как, по задумке архитекторов, должна была формировать представления о Москве у приезжих.

Комсомольская кольцевая
Холл станции метро Комсомольская кольцевая

Триумф советского народа в Великой Отечественной войне — ведущая тема интерьеров станции. На потолке станции помещены шесть огромных мозаик с изображением А. Невского, Д. Донского, К. Минина и Д. Пожарского, А. Суворова, М. Кутузова, советских солдат и офицеров у стен Рейхстага, выступление В. Ленина перед красногвардейцами и Родина-мать на фоне Спасской башни Кремля.

Именно из этой станции нужно выйти, чтобы попасть на Ярославский вокзал.

Великолепие Ярославского вокзала

Ярославская железная дорога стала первой русской частной железной дорогой, построенной в 1862 году. Одним из владельцев новой дороги был Савва Мамонтов, который пригласил архитектора Льва Кекушева для расширения и перестройки перрона вокзала в 1895-1896 годах.

В 1904 году уже Федором Шехтелем к старому зданию вокзала был пристроен существующий фасад, выполненный в неорусском стиле с элементами модерна.

Ярославский вокзал
Здание Ярославского вокзала в неорусском стиле с элементами модерна

Здание вокзала включило в себя элементы древнерусской архитектуры, творчески осознанные и переработанные мастером: высокая крыша, декоративные майоликовые панно с растительными элементами, устремленная ввысь боковая левая башня, гипертрофированные машикули на правой башне вокзала.

Именно отсюда начинается Транссибирская магистраль, которая является самой протяженной железнодорожной магистралью в мире и имеет длину 9,3 тысячи км.

Если вы не были внутри вокзала, обязательно зайдите и осмотрите шикарно оформленный холл. Внутри здания сохранились массивные кекушевские колонны, стоявшие некогда на перроне отправления поездов.

Холл Ярославского вокзала

После выхода из вокзала обратите внимание на Дом культуры железнодорожников, который находится напротив Ярославского вокзала.

Старейший Ленинградский вокзал

Отправляйтесь дальше, к Ленинградскому вокзалу. Его здание было построено в 1849 году выдающимся архитектором Константином Тоном в русско-византийском стиле. Является старейшим из девяти вокзалов города и входит в Северо-Западную региональную дирекцию железнодорожных вокзалов.

Ленинградский вокзал является «близнецом» Московского вокзала в Санкт-Петербурге. Это не совсем так. Оба вокзала действительно очень похожи, ведь они строились одновременно Константином Тоном. Однако вокзал в Москве немного уступает размерами вокзалу в городе на Неве.

Ленинградскому вокзалу принадлежит статус первого железнодорожного вокзала Москвы, и он единственный в столице, который находится в подчинении у Санкт-Петербурга, как и 150 лет назад!

Здания конечных станций в Санкт-Петербурге и Москве возводили по единому проекту, они имеют классические фасады с равномерным членением приставными колоннами. Сооружение представляет своеобразное смешение форм ренессанса и древнерусских мотивов. Фасады вокзала оформлены мотивами, заимствованными в архитектуре итальянского Ренессанса.

Поэтажно размещенные трехчетвертные колонны и пилястры коринфского ордера, оформление проемов первого этажа двойными арками, охваченными более крупной третьей аркой, ренессансные наличники окон — все это типично для неоренессансной ветви петербургской архитектуры середины XIX века.

Ленинградский вокзал

Общий ритм главного фасада представлен в верхней части спаренными окнами, а в нижней — оконными проёмами с гирьками. Объём главного входа повторяет оформление рам, поэтому не нарушает целостность композиции.

Сказочный Казанский вокзал

Здание Казанского вокзала было построено по проекту Щусева. Строительство началось в 1912 году, вокзал возводился с множеством башенок и теремов. Получился настоящий «сказочный город», и в углу архитектор расположил самую главную башню вокзала.

Обязательно зайдите в ВИП-зал ожидания вокзала — он похож на шикарный бальный зал во дворце, просто огромен, а его свод богато декорирован лепниной и росписью под стиль московского («нарышкинского») барокко.

Недостроенный вокзал начал работать в 1919 году, но строительные работы с перерывами шли вплоть до 1940 года.

Казанский вокзал

Интересно, что здание Центрального дома культуры железнодорожников было построено как продолжение Казанского вокзала, но уже в советское время. Стиль его немного более строгий, но ради создания единого ансамбля архитектор также использует элементы декора «нарышкинского» барокко конца XVII века.

Гостиница «Ленинградская» и Наркомзем

Следующая точка на маршруте — гостиница «Ленинградская» или Hilton Moscow Leningradskaya Hotel. Чтобы сюда попасть, нужно по пешеходному переходу перейти Рязанский проезд, затем Каланчевскую улицу, и вот она — справа от вас.

В семействе сталинских высоток гостиница «Ленинградская» самая маленькая — всего 21 этаж и 136 м высоты, но зато самая роскошная. Она была построена в 1949-1953 годах. Гостиница расположена у площади трех вокзалов, и ее интерьеры должны были поражать приезжих.

В декоре очень активно использованы элементы русского стиля XVII века, что перекликается с архитектурным ансамблем площади. Лобби, например, было разделено на две зоны решеткой — копией Золотых ворот Верхоспасского собора в Кремле.

«Жемчужинка» отеля — красивая винтовая лестница и знаменитая люстра, вошедшая в Книгу рекордов Гиннесса за свои размеры — 15,5 м!

гостиница «Ленинградская»

Из гостиницы «Ленинградская» выйдите направо по Каланчевской улице, пройдите до Орликова переулка, поверните на него и дойдите до угла с Садовым кольцом. Найдите красное здание на углу — здание Наркомата земледелия (Садовая-Спасская, 11/1), которое было построено в 1927-1933 годах в стиле конструктивизм.

К концу 20-х годов конструктивизм стал главным направлением советской архитектуры. Его идеологи принципиально отвергали все предыдущие стили и считали, что здания должны быть «чистыми конструкциями» без декоративных элементов (отсюда и название) и влиять на психику людей напрямую через формы и цвет.

Наркомзем занимает целый квартал. Фасад, выходящий на Садовое кольцо, асимметричен и очень пластичен. Козырьки, балконы, ленточные окна, скругленные углы только подчеркивают эту асимметрию.

Дом лаконичен и строг, но в то же время заставляет обратить на себя внимание, когда идешь или едешь по Садовому кольцу. В здании до сих пор сохранились необычные лифты-патерностеры. Это непрерывно движущийся пассажирский лифт с кабинами на двух человек без дверей.

Если перейти Садовое кольцо по пешеходному переходу, то можно осмотреть здание Наркомзема с другой стороны улицы.

здание Наркомата земледелия

Кстати, справа от здания Наркомзема находится высотка на Красных воротах. Она была построена в 1947-1953 годах. В здании 24 этажа (высота — 138 м), часть его — жилая, другую часть занимают офисы.

При строительстве основания этой высотки был применен прием, не имевший аналогов по технической смелости и инженерному искусству: дом строили одновременно со станцией метро «Красные Ворота», поэтому опасались, что грунт осядет неравномерно и высотка накренится. В связи с этим было решено специально возводить здание под наклоном.

высотка на Красных воротах

Перед этим грунт по периметру ямы искусственно заморозили по технологии строительства метро. Когда затем он растаял, здание просело и приняло строго вертикальное положение. Невозможно представить всю сложность таких расчетов, проводившихся в основном на бумаге!

Особняки Нарышкина и Панина

После перехода на внутреннюю сторону Садового кольца вы окажетесь на Мясницкой улице. Идите до дома под номером 44 – особняк Нарышкина. Это владение в конце XVII века принадлежало дяде Петра I Льву Кирилловичу Нарышкину, основателю так называемого нарышкинского стиля.

Сам дом за несколько сот лет много раз перестраивался, так что он изменился до неузнаваемости.

особняк Нарышкина

Напротив дома Нарышкина находится дом 43 — особняк Панина. Это одно из старейших сохранившихся зданий Мясницкой. Свой современный вид он приобрел в 1791. Центральная часть главного фасада выполнена в виде портика с коринфскими колоннами.

На портике размещен аттик с полукруглым окном внутри арки. По бокам размещены классические треугольные фронтоны, стоящие на ионических пилястрах.

особняк Панина

Архитектором здания принято считать итальянского архитектора Франческо Кампорези, работавшего в России по приглашению Екатерины Великой.

Дом политехобщества и особняк Барышникова

По Мясницкой пройдите до Малого Харитоньевского переулка, поверните на него, пройдите до дома 4. Это дом Политехнического общества (Малый Харитоньевский переулок, 4). Дом построен в 1906 году в стиле неоготики, отсылающий к английской перпендикулярной готике.

В интерьерах дома тоже преобладает псевдоготический стиль, один из залов напоминает средневековый храм. Дом Политехнического общества является счастливым обладателем двора-колодца, наподобие питерских. Стены колодца не менее красивы, чем смотрящий на улицу фасад.

дом Политехнического общества

Возвращайтесь на Мясницкую улицу, следующий дом по четной стороне — 42. Это усадьба Барышниковых. Она была построена в стиле строгого классицизма в 1793-1802 годах. Обратите внимание на окна с утопленными наличниками. Еще один интересный момент — руст, он просто горизонтальный и лаконичный.

В этом особняке в 1823-1824 годах гостил А. С. Грибоедов, и здесь было написано его знаменитое произведение «Горе от ума».

усадьба Барышниковых

Сегодня в здании располагается издательство газеты «Аргументы и факты», иногда проводятся экскурсии, где показывают красивую парадную лестницу, а также круглый бальный зал — знаменитую ротонду с колоннами и необычным плоским плафоном с эффектом купола.

Центросоюз и Дом страхового общества

Напротив усадьбы Барышникова по адресу Мясницкая, 39 находится редчайший образец европейского модернизма, построенный в 1928-1936 годах по проекту Ле Корбюзье с стиле— конструктивизм!

Построенное архитектором здание Центросоюза (Центральный союз потребительских обществ) — это административное строение для размещения в нем 2500 служащих, которые должны были быть обеспечены всеми необходимыми условиями для комфортной работы.

Сотрудники должны попадать на свои рабочие места по спиралеобразным пандусам с помощью механических подъемников непрерывного

Здание Центросоюза находится между двумя улицами — Мясницкой и проспектом Сахарова. Предполагалось, что люди будут ходить с одной улицы на другую между опорами-столбами под зданием.

здание Центросоюза

По Мясницкой выйдете на площадь Мясницких ворот, поверните направо, пройдите до Сретенского бульвара, самого короткого из всех московских бульваров. Прямо перед вами сквер с памятником В. Шухову, а на другой стороне бульвара — дом страхового общества «Россия», расположенный по адресу: Сретенский бульвар, 6/1.

Фактически же дом занимает целый квартал между Сретенским бульваром, Бобровым, Фроловым и Милютинским переулками. Он построен в 1899-1902 годах. С точки зрения архитектуры здание выполнено в стиле эклектика. На фасаде присутствуют элементы неоготики, модерна, псевдорусского стиля.

Угловой главный фасад здания красиво декорирован готической остроконечной башенкой с часами и стрельчатыми арочками. На всех фасадах здания мы также замечаем круглые башенки-эркеры, элементы, стилизованные под окна-розы, обилие различных скульптур в нишах, да и просто на стенах.

Одна из башенок имеет остроконечный шатер с машикулями. Все это можно разглядывать бесконечно, представляя себя в музее, поэтому обязательно обойдите дом вокруг, найдите льва, саламандру, крокодилов, стайки летучих мышей, богиню и амуров, женские головы и т. д. Не забудьте про красивую ажурную чугунную ограду между двумя зданиями комплекса.

дом страхового общества «Россия»

Доходный дом страхового общества «Россия» стал самым технически совершенным жилым домом Москвы. В доме была своя система вентиляции, увлажнения, фильтрации воздуха, своя система отопления, электростанция, работавшая на нефти, а питьевая вода добывалась из двух артезианских скважин глубиной 50 метров.

В доме были построены электрические лифты — новинка для Москвы начала XX века.

Дома Юшкова и Перлова

По Боброву переулку выйдете на Мясницкую улицу. На углу Боброва и Мясницкой находится Академия живописи Ильи Глазунова (Мясницкая, 21, строение 1). Каменный двухъярусный дворец с ротондой – дом Юшкова, был построен предположительно в 1783-1793 годах в классическом стиле.

С архитектурной точки зрения впервые был построен угловой дом с ротондой и симметричными крыльями по бокам. Ротонда оформлена изящными ионическими (с завитками) колоннами. Внутри нее находится Большой круглый зал — основное архитектурное украшение интерьера. Зал перекрыт куполом со световыми окнами и всегда наполнен светом.

В 1989 году И. С. Глазунов основал в этом доме Российскую академию живописи, ваяния и зодчества.

дом Юшкова

По соседству с домом Юшкова находится доходный дом С. В. Перлова с чайным магазином. В 1887 году старейшему чайному торговцу Москвы Перлову указом императора было пожаловано дворянское звание за заслуги в развитии чаеторговли.

Связь бизнеса чаеторговцев Перловых с Востоком, и в основном с Китаем, побудила владельцев дома к переделке фасада в китайском стиле. Архитектором К. Гиппиусом была создана настоящая пагода, таким образом, фасад Чайного домика стал своеобразной рекламой торгового дома Перловых.

Чайный доходный дом С. В. Перлова

В наши дни здание взяла в аренду внучка Перлова и провела его реставрацию. Реконструкцию помогали проводить китайцы, 112 элементов декора были привезены из Китая. Необычен также и интерьер магазина, если еще не были внутри, советую заглянуть!

Почтамт и «Дом со львом»

Напротив дома Перлова находится здание Почтамта. Московский почтамт размещался на этих землях еще с 1785 года. На углу с Чистопрудным бульваром архитектором в 1855-1856 годах было построено здание Московского императорского почтамта.

В 1912 году рядом со старым зданием Почтамта на Мясницкой было построено новое здание. Фасад с отсылками к средневековому романскому стилю проектировали братья Веснины. В центре здания находится огромный операционный зал.

Световой фонарь над залом — одна из немногих уникальных конструкций гениального инженера Шухова, который спроектировал трехслойный свод, а между слоями было организовано рабочее место стекольщика.Сложность постройки была в отсутствии опор по всему огромному залу.

В 1912 году состоялось торжественное открытие нового здания Почтамта. С того времени он ни разу не перестраивался. Сейчас комплекс Главпочтамта включает 17 строений.

Московский почтамт

Предлагаю прогуляться к единственному зданию, сохранившему имя князя. Это церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах, хотя москвичи называют ее Мен шиковой башней.

По пути к башне проойдите до дома 15 по Мясницкой. Это так называемый «Дом со львом», доходный дом И. Е. Кузнецова. Здание было возведено в 1908-1910 годах в стиле неоклассицизма. В центре сооружена крупная арка с кессонами.

Дом со львом

В арке перед входом стоит скульптура льва с гербом в лапах, что тоже необычно, так как чаще размещали двух львов по бокам от входа. Фасад оформлен барельефами с полуобнаженными античными фигурами.

Церковь Архангела Гавриила

Между домами 24 и 24/7 по Мясницкой находится пешеходный проход во двор, ведущий в Кривоколенный переулок. Он дважды меняет направление, причем практически под прямым углом. Высокая башня зажата между многочисленными домами, и ее купол можно увидеть только со двора, с Мясницкой башню не видно.

По Кривоколенному пройдите до Архангельского переулка, поверните налево, на Архангельский переулок, пройдите до церкви Феодора Стратилата, внимательно посмотрите налево, чтобы не пропустить узкий проход к церкви Архангела Гавриила на Чистых прудах или Меншиковой башне.

Именно А. Меншиков приказал не только очистить Поганые пруды, но и более их не засорять, отсюда и название — Чистые пруды.

Церковь была построена в 1701-1707 годах в стиле петровское барокко. Это самое раннее из сохранившихся зданий этого стиля в Москве. Меншикову башню строил украинский зодчий Иван Зарудный и Доменико Трезини.

Меншикова башня считается одним из прообразов собора. Она во время своей постройки стала самым высоким зданием в Москве, превысив на 3,2 м колокольню Ивана Великого. В 1723 году в шпиль ударила молния, и верхние ярусы были разрушены. Только в 1773-1779 годах башня была восстановлена и приобрела свой сегодняшний нарядный облик.

Сгоревшие ярусы и шпиль восстанавливать не стали, а заменили на более компактный купол в виде винтообразной свечи. Фасад храма также оформлен в пышном барочном стиле: перед нами завитки, картуши, многочисленные вазоны, ниши, тонкие витые колонны, причудливые орнаменты, венки и цветы.

Церковь Архангела Гавриила Меншикова башня

Доминантой декоративного убранства храма являются две массивные волюты (спиралевидные завитки с кружками в центре) на входе в храм. Несмотря на обилие элементов итальянского барокко, храм построен с использованием известного на Руси принципа строительства русских церквей — типичный восьмерик на четверике.

Усадьба Черткова и дом Кузнецова

Вернитесь на Мясницкую улицу. По Кривоколенному переулку пройдите до Банковского, поверните направо и вскоре выйдете на Мясницкую. Идите до дома номер 7, строение 1. Это усадьба Черткова.

Дошедший до нас особняк был перестроен в 1787 году в стиле классицизм, предполагающем колонны, портик и прочие атрибуты этого стиля. Усадьба перестраивалась при Чертковых, а в конце XIX века Шехтель соорудил в особняке красивуюбеломраморную лестницу.

В современном облике усадьбы ясно читаются черты необарокко, а в нарядных эклектичных интерьерах можно встретить и необарочные, и псевдоготические, и неомавританские элементы.

В 1831 году особняк купил А.Чертков. Многие писатели того времени были дружны с ним и часто бывали в этом доме. Среди них А. С. Пушкин, М. П. Погодин, В. А. Жуковский, Н. В. Гоголь и другие. Посетителем библиотеки был Л. Н. Толстой в то время, когда работал над романом «Война и мир». Здесь читал книги и К. Э. Циолковский.

усадьба Черткова.

На углу Мясницкой, 8/2 и Большого Златоустинского переулка, почти напротив особняка Черткова находится Дом Кузнецова (Дом фарфора), который был построен в 1898-1903 в стиле модерн. Фасад состоит из гигантских окон-арок в три этажа. Простенки между этими окнами украшены консолями, на которых размещены маски покровителя торговли крылатого бога Меркурия.

Дом Кузнецова (Дом фарфора)

Первый этаж занимал магазин фарфора, а на втором были конторские помещения и правление «Товарищества». Спустя сто с лишним лет, несмотря на все перипетии истории, в доме и сегодня продолжает находиться магазин фарфора.

Политехнический музей на Лубянке

Предлагаю закончить прогулку по маршруту №5 у здания Политехнического музея на Лубянской площади. В 1874 году началось строительство здания музея архитектором И. А. Монигетти. Строительство музея велось 30 лет. Над его обликом в разные годы трудились архитекторы Н. А. Шохин, А. Е. Вебер, князь Г. И. Макаев и другие.

Для здания был выбран псевдорусский архитектурный стиль, таким образом, здание музея перекликается со зданиями ГУМа и Исторического музея на Красной площади. Фасад Политехнического музея богато декорирован древнерусскими элементами: резными наличниками, колонками, башенками.

Политехнический музей на Лубянке

Советую обойти здание со всех сторон, так как его строившиеся в разное время фасады отличаются друг от друга, но в то же время объединены единым стилем.

Смотрите также интересный маршрут по Соборам Москвы и Кремля.

На этом заканчивается длинный и насыщенный маршрут от Комсомольской площади до Лубянки. Пешком по прямой весь путь составляет всего 3 км.

Поделиться с друзьями
Оксана Антонова

Живу в Москве с 5 лет. Я обожаю этот город со всеми его достоинствами и недостатками. У меня очень много друзей из других городов и стран. Когда они приезжают в Москву, то просят обязательно показать столицу. Один из друзей и посоветовал мне создать этот сайт. Здесь я буду рассказывать о самых известных достопримечательностях столицы, фестивалях, интересных местах, которые стоит посетить гостям нашего города.

Оцените автора
Москва пешеходная
Добавить комментарий