Государственный музей Остафьево — бывшая загородная усадьба Вяземских-Шереметевых в одноименном селе. В конце XVIII века при князе Андрее Вяземском усадьба была литературным центром Москвы, где собирались ключевые фигуры Золотого века русской поэзии.
Старинная усадьба Остафьево – объект культурно-исторического наследия России федерального значения. Легенда гласит, что название «Остафьево» появилось, когда приехавший к хозяину – Петру Вяземскому, поэт Александр Пушкин, имея в виду свой багаж, сказал лакею: «Оставь его». В начале XIX в. называли село – Астафьевское; потом Резаново, и Климово, и Астафьево.
История создания
Первые сведения об усадьбе, упоминаемой в духовных грамотах Ивана Калиты и Дмитрия Донского, относятся к началу XIV в. В XVII в. половиной усадьбы владел один из вождей народного ополчения 1611 г. Прокопий Ляпунов.
В середине XVIII в. владельцем был промышленник К.М. Матвеев. В 1792 г. усадьбу купил А.И. Вяземский — отец поэта. В 1801 г. был заложен новый дом, перед ним — вырыт большой пруд. В 1894 г. усадьба перешла к Д. Шереметьеву.
Вокруг дома, недалеко от р. Молоди, разбит большой парк, состоящий из регулярной и пейзажной части. Регулярный липовый парк разросся и слился с пейзажным в единый массив. По его аллеям и лужайкам в XIX — начале XX в. были поставлены памятники поэтам и писателям, посетившим Остафьево.
Здесь П.М. Карамзин, опекун молодого П.А. Вяземского, написал семь томов своей «Истории государства Российского»; бывали А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, Н.И. Дмитриев, К.Н. Батюшков, В.К. Кюхельбекер, Н.В. Гоголь, А.С. Грибоедов, Денис Давыдов, Е.А. Баратынский и А. Мицкевич.
Именно А. С. Пушкин назвал Остафьево «Русском Парнасом», то есть миром поэтов и поэзии, местом обитания муз.
С 1899 года в усадьбе работал пушкинский музей, ликвидированный в 1930-е годы. В 1988 году усадьба получила статус федерального музея. В 1995 году включена в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.
Архитектурный облик усадьбы
Двухэтажный дом-усадьба начала XIX в. в стиле русского классицизма, с колоннадами и флигелями, на берегу старинного озера. Автор проекта неизвестен, как неведом и архитектор, спроектировавший близлежащую Свято-Троицкую церковь.
Изначально архитектурный ансамбль Остафьева включал здание главного дома, кирпичный завод, оранжереи, хозяйственные постройки, теплицы, 2 моста, один из которых – мост-плотина.
По парадной лестнице гости попадали в вестибюль дома – картинную галерею с шедеврами живописи XV-XVI вв., обустроенной П. Вяземским.
В Овальный зал можно было попасть из вестибюля. По обе стороны от зала находились большая столовая, персональные библиотеки и кабинеты всех Вяземских. Гостиная, спальни. Фамильная библиотека семьи к концу XIX в. насчитывала 22 тыс. томов.
Второй этаж – комната Н.Карамзина, где на протяжении 12 лет он написал 8 томов «Истории государства Российского» и тематические «музейные» комнаты.
Эталон русской усадебной культуры – Остафьево, в конце 80-х прошлого века стало Литературно-историческим Музеем. А в 1995 г. Музей-усадьбу «Остафьево» – «Русский Парнас» внесли в список объектов культуры и истории федерального уровня. Территория парка занимает около 22 га. Постоянно проводятся работы по реставрации, но музей и парк принимают посетителей.
Кабинет Медали представляет тематическую экспозицию «300 лет истории медали в России», об этапах реставрации рассказывает экспозиция «На диво будущим векам», об архитектурных находках – «То день, то новый дар».
Среди уникальных коллекций музея – собрание журналов, книг, альманахов первой половины XIX в., гербарий Е.П. Шереметевой.
Музей также является площадкой для музыкальных и литературных мероприятий. Ежегодно в Остафьево проходят пушкинские праздники, летний фестиваль «Музыка во дворцах и усадьбах», концерты и спектакли.
Проводятся экскурсии «Пушкин и Остафьево», «С.Д. Шереметев – основатель общедоступного музея», «Церковь живоначальной Троицы в Остафьеве», «Пушкин. Вяземский. Гоголь» и др.
На территории усадьбы в 1781 году Анной Григорьевной — вдовой Козьмы Матвеева был построен Храм Святой Троицы. Выполнен в стиле раннего классицизма, Сложен из красного кирпича с белокаменными элементами декора и увенчан куполом с четырьмя люкарнами. У входа находились могилы малолетних сыновей Петра Андреевича.
Вяземские жертвовали для храма деньги, иконы, кресты, платили жалованье церковнослужителям. По инициативе графа Шереметева при храме был организован хор мальчиков. В церкви хранились иконы Св. Великомученицы Екатерины, а также Св. Петра и Павла, пожертвованная Дмитрием Столыпиным.
В 1930-е годы храм был разорён. Пропали главы с крестами, колокола, были утрачены внутреннее убранство и росписи. Помещение в разное время использовалось под столовую, рабочие цеха местного промкомбината, даже пионерлагерь. В 1991 году церковь передали РПЦ.
Парковая зона Остафьево
В парке также находится множество архитектурных и пейзажных достопримечательностей.
Регулярная часть парка состоит из аллеи липы, дуба и голубых елей, пейзажная — из групп лиственниц, тополей и желтой акации, далее она сливается с пихтовым насаждением. Ассортимент парка состоит всего из 11 видов древесных растений: четыре местных и семь экзотов.
Очень красива беседка «Храм Аполлона» и Горбатый мостик. Беседку выполнил Фома Мельников для Петра Андреевича Вяземского в начале XIX века. Она стоит на берегу Большого пруда и составляет единую композицию с мостиком, который расположен в его верховье рядом с северной границей усадебного парка.
Мостик несколько раз перестраивали. Он был утрачен к 1950-м годам и воссоздан в соответствии с историческими планами в 1999 году.
Марсово поле — открытая овальная поляна, самая южная из каскада полян, которые должны были спускаться с севера на юг усадьбы по западной границе. Его создание связано с 10-летием Отечественной войны 1812 года, участником которой был П. А. Вяземский. В советское время эта часть парка заросла деревьями. При реставрации поле было воссоздано в исторических объёмах.
Липовая аллея — старейший элемент усадебного ансамбля. На плане имения 1805 года изображены уже посаженные и подросшие деревья, которые кронами образуют коридор. Во второй половине XIX века Павел Вяземский удлинил её на треть. Деревьям в этой части 130-140 лет.
Сосновый бор был заложен в 1905 году графом С. Д. Шереметевым. Его площадь составляет 2,61 га и насчитывает 870 деревьев — хвойных и лиственных пород. На территории также высажены кустарники для гнездования птиц.
В усадьбе роща кенконс была высажена в начале XIX века при Вяземских, она связывает между собой регулярную и пейзажную части парка. По словам специалистов, в советские годы ее забросили. Вновь восстановить удалось лишь в 2004 году.
Сейчас здесь высажена 121 мелколиственная липа, а под деревьями разбит газон. Постриженные определенным образом, липы обеспечивают видимость по диагонали.
Режим работы и как добраться
Усадьба Остафьево – уникальный памятник русской усадебной культуры XIX века, один из центров культурной жизни России. Имение расположено в Подольском районе, рядом с пос. Щербинка.
Адрес: Москва, п. Рязановское, с. Остафьево.
Как доехать:
- Электропоездом Курского направления или МЦД-2 до станции Щербинка, далее автобусом № 1045, 898, 509 до остановки «Музей-усадьба «Остафьево», далее пешком 2 минуты;
- Маршрутным такси № 1255 (Родники) от станции метро «Бунинская аллея» до остановки «Музей-усадьба «Остафьево», далее пешком 1 минута;
- Автобусом № 802 от станции метро «Бульвар Дмитрия Донского» до остановки «Музей-усадьба «Остафьево», далее пешком 2 минуты.
Сайт: http://www.ostafyevomuseum.ru
Телефон для справок: 8 (495) 920-49-99, 8 (495) 123-30-32, 8 (495) 849-09-64.
Время работы:
Парк открыт ежедневно:
- с 08:00 до 23:00, (вход до 22:00)
- с 08:00 до 10:00 – вход в парк бесплатный
- с 10:00 – согласно установленным ценам.
Музей открыт для посещения:
- вторник-пятница, воскресенье с 10:00 до 18:00;
- в субботу с 10:00 до 21:00;
- выходной день – понедельник; последняя пятница месяца с 12:00 до 18:00.
Читайте также: Усадьба Абрамцево – сказочный парк в Подмосковье.
Удивительно, что на территории новой Москвы находится уникальный памятник дворянской культуры – усадьба Остафьево XVIII века. В Остафьеве «былого след везде глубоко впечатлен…».