В ближайшем Подмосковье расположена подмосковная дворянская усадьба Марфино, расположенная в 25 км от МКАД, в одноимённом селе, на высоком берегу речки Уча. В настоящее время территорию усадьбы занимает санаторий «Марфинский» Министерства обороны РФ. Усадьба открыта для свободного посещения с некоммерческими целями.
История усадебного комплекса
В допетровское время охотничьими угодьями к северу от Москвы последовательно владели боярин Василий Петрович Головин, дьяк Василий Щелкалов, думный дьяк Семён Заборовский. Первое упоминание об усадьбе Марфино относится к 1585 году.
В XVIII—XX веках принадлежала Голицыным, Салтыковым, Орловым и Паниным. Свой характерный псевдоготический облик приобрела в середине XIX века благодаря усилиям графини Софьи Паниной и архитектора Михаила Быковского.
Князь Борис Алексеевич Голицын после приобретения Марфина в 1698 переименовал его в Богородское. По его заказу крепостной мастер В. И. Белозёров возвёл в 1701—1707 гг. церковь Рождества Богородицы — памятник т. н. голицынского барокко. Подле храма сохранилось надгробие зодчего.
Младший сын боярина, князь Сергей Борисович, в 1728 году продал село Богородское вместе с хоромами и парком на французский манер, чтобы расплатиться с долгами. В середине XVIII века будущий фельдмаршал Пётр Семёнович Салтыков возвёл новый дворец — в стиле барокко, каменный, двухэтажный, с боковыми флигелями.
Вслед за смертью фельдмаршала Салтыкова увеселения прекратились, и усадьба с начала XIX века стала постепенно приходить в запустение. Во время Отечественной войны её разграбили французы. После гибели последнего графа Салтыкова (1813) имение перешло к его сестре Анне Орловой, которая, живя за границей, уступила Марфино своему свёкру В. Г. Орлову.
Граф Орлов много сделал для хозяйственного обустройства Марфина: при усадьбе появились кузница, кирпичный заводик, столярная мастерская. Его дочь и наследница Софья Владимировна Панина с 1820-х годов продолжала перестройку господского дома и парковых сооружений.
Первоначально работами велись под руководством крепостного архитектора Ф. Тугарова, при котором усадебные постройки приобрели черты ампира. Но уже вскоре, в 1837—1839 годах, была произведена перестройка усадьбы в духе «николаевской неоготики» по проекту архитектора М. Д. Быковского.
Самое неожиданное в усадебном доме — не столько псевдоготический стиль, сколько расцветка — нежно-розовый тон стен. Точно кому-то захотелось поиграть в рыцарскую эпоху, создать здесь, около Москвы, обстановку, созвучную романам Вальтера Скотта.
Окончательно работы в Марфино завершились в 1846 году, через два года после смерти хозяйки усадьбы. Новый владелец, граф Виктор Никитич Панин, служил в Петербурге и наезжал в свою «подмосковную» сравнительно редко. Перед Октябрьской революцией имением владели внучка В. Н. Панина, графиня С. В. Панина и её супруг А. А. Половцов.
Имение Паниных было национализировано указом от 15 апреля 1918 года. Через два года начался вывоз ценностей и 15 тысяч книг в Исторический музей и здание бывшего Английского клуба.
С 1944 года в усадьбе размещён военный санаторий. К февралю 1990 года на территории усадьбы-санатория построены комплекс современных жилых корпусов для отдыхающих.
В 1990—2009 годы под руководством начальника Эдуарда Маева проведена комплексная реставрация усадьбы, был построен физкультурно-оздоровительный комплекс, в нём — крытый бассейн.
К 2016 году завершено строительство внутреннего перехода между жилыми корпусами и бассейном. В ходе реконструкции было изменено первоначальное колористическое оформление зданий усадьбы: вместо подлинного нежно-розового цвета, упоминаемого в исторических описаниях, сооружения получили не свойственный им терракотовый оттенок.
В 2016 году Министерство обороны России впервые открыло бесплатный доступ в садово-парковый ансамбль усадьбы и санатория для всех желающих — с ознакомительными, некоммерческими целями, по предъявлению паспорта.
Архитектурный ансамбль
Композиция генерального плана усадьбы основана на сочетании элементов регулярной и свободной планировки.
Ядро ансамбля — двухэтажный главный дом в псевдоготическом стиле (1760—80-е гг., реконструкция 1830-х годов). С севера к усадебному дому примыкают два флигеля (построены в 1820-х годах; в 1940 году разобраны и перестроены заново с сохранением неоготических элементов оформления).
Рядом с домом расположены обильно украшенные неоготическими элементами подъездные ворота с пристроенной к ним сторожевой башней. Важную роль в композиции ансамбля играют две двухэтажные жилые постройки XVIII века — украшенные восьмиколонными портиками тосканского ордера псарни, замыкающие с севера главную композиционную ось ансамбля.
Другие постройки екатерининского времени — конный двор и каретный сарай — сохранились плохо. Строение конного двора, возведённое в XVIII веке и в 1830-х годах реконструированное, представляет собой стену с двумя проездными башнями.
Здание находится в руинированном состоянии, в 2005 году вследствие пожара оно лишилось кровли. Декор фасада схож с оформлением стен главного дома, но выполнен в более сдержанных формах. Похожее оформление имеет и краснокирпичное с белокаменными деталями здание каретного сарая.
В юго-западной части усадьбы расположены вотчинные храмы — летняя церковь Рождества Богородицы и зимняя церковь Петра и Павла. Церковь Рождества Богородицы построена в 1701—1707 годах по проекту крепостного архитектора В. И. Белозёрова.
Это крестчатое в плане центрическое здание увенчано широким световым барабаном; последний завершается куполом с небольшой главкой. В оформлении храма переплетаются черты голицынской вариации московского барокко и более позднего петровского барокко. Выступы-притворы с двухскатными крышами завершены фронтонами.
Здание украшено коринфскими пилястрами с резными белокаменными капителями. Окна декорированы строгими белокаменными наличниками. Особую выразительность интерьеру храма придают расположенные по кругу четыре массивных пилона, поддерживающие световой барабан. Орнаментальная роспись сводов и арок выполнена в 1840-х годах.
Небольшая церковь Петра и Павла, построенная в 1770-х годах в стиле классицизма, относится к редкому для своего времени типу храма «под звоном». Основной объём храма, имеющий форму ротонды, перекрыт световым барабаном с куполом.
В восьмигранном световом барабане храма помещались колокола. Белокаменный декор церкви, созданный по проекту М. Д. Быковского, несёт в себе черты ренессанса. Боковые входы в храм подчёркнуты ризалитами. Интерьер сохранил классицистическую обработку; 8 дорических колонн поддерживают хоры, ограждённые балясником. Росписи стен храма утрачены.
Сохранился обширный парк с беседками и прудами. Двухъярусная-беседка полуротонда построена в XVIII веке при Салтыковых. Её рустованный нижний ярус имеет восьмигранную форму и прорезан проёмами входов. Во втором ярусе — опирающейся на римско-дорическую колоннаду восьмиколонной беседке — находится статуя Аполлона Бельведерского.
В конце одной из аллей липового парка расположилась беседка-полуротонда, также построенная при Салтыковых и служившая, вероятно, музыкальным павильоном. Она представляет собой перекрытую половиной сферического купола тосканскую колоннаду.
Через один из прудов перекинут двухарочный псевдоготический мост, выстроенный в 1770-х годах при Салтыковых и перестроенный в 1837—1839 годах по проекту М. Д. Быковского]. Галерея моста завершена аркадой и зубцами. К 2016 году мост закрыт из-за аварийного состояния и отсутствия средств на реконструкцию.
От главного усадебного дома к пруду спускается белокаменная лестница с фигурами грифонов, тоже оформленная Быковским; на верхнем ярусе находится открытая беседка, а у подножия лестницы размещены фонтан и пристань. На парапетах лестницы первоначально находились скульптурные группы.
За южными границами кадастровой территории ансамбля и современной ограды усадьбы остались три её объекта, представляющие культурно-историческую ценность: треугольный конный двор, каретный сарай и дом управляющего.
Все три объекта, передачу которых в пределы территории усадьбы заблокировала администрация Мытищинского района, заброшены и медленно разрушаются.
Режим работы и как добраться
В усадьбе Марфино снимали фильмы «Дворянское гнездо», «Стакан воды», «Женщина, которая поет», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Вас приглашает оперетта», «Мастер и Маргарита» и «Крестоносец».
Адрес: Московская обл., г. Мытищи, с. Марфино.
Как доехать:
- на электричке от Савеловского вокзала до станции Катуар (время в пути 50 минут), далее на автобусе № 37;
- на автомобиле по Дмитровскому шоссе — на 39 километре будет поворот с указателем «Марфино», после поворота нужно проехать еще около 3 км.
Телефон: +7 (495) 577-83-69; +7 495 255-32-22.
Читайте также: Московская картинная галерея им. А. М. Шилова.
Таким образом, Марфино – дворянская усадьба XVIII века в Подмосковье с красивым архитектурно-парковым ансамблем. Усадьба сегодня является санаторием Министерства Обороны РФ. В комендатуре санатория Вы предъявляете паспорт и Вам бесплатно выписывают разовый пропуск.