«Горки Ленинские» – это музей-усадьба и заповедник, который напрямую связан с личностью В.И. Ленина. Вождь мирового пролетариата провел в поместной усадьбе на юге Подмосковья последние годы своей жизни. Здесь же 21 января 1924 года он умер, и тело его по железной дороге, траурным поездом было доставлено в Москву.
Архитектура вокзала, инженерные объекты по пути к усадьбе, экспонаты музея и выставок под открытым небом напоминают о событиях почти уже вековой давности и создают несколько мемориальную атмосферу. Она, впрочем, спорит с классическими русскими пейзажами и видами, которые переносят в еще более отдаленное прошлое.
Платформа «Ленинская» и окрестности
До 1924 года станция «Горки Ленинские» Павелецкого направления называлась «Герасимово» – по фамилии купцов, державших имение в двух верстах от дороги и оплативших обустройство павильона для пассажиров.
Отремонтированный, с устроенным в конце 1940-х буфетом и переложенными печами в залах ожидания, павильон сохранялся вплоть до 1990-х годов, хотя старая платформа была разобрана еще в 1970-х. Исторические постройки сгорели и восстановлены не были.
Вокзал у платформы «Ленинская», пожалуй, самый красивый на всем направлении. Он был отстроен по проекту Б.С. Мезенцева и М.А. Шпотова в 1954 году, то есть через 30 лет после смерти вождя, в лучших традициях сталинской архитектуры. Это желтого цвета трехъярусное здание окружено 24 колоннами, что еще раз указывает на дату, к которой постройка приурочена.
Вокзал венчает шпиль высотой 15 м (совокупная высота здания – 37 м), на его верхушке находится золотистая звезда из стекла. Здание окружают старые туи и голубые ели. Сейчас вокзал закрыт, окрестная территория находится в некотором запустении.
Работает только билетная касса в правом крыле, пригородные поезда останавливаются здесь нечасто. Известно, что внутри скрываются связанные с революционной деятельностью Ленина барельефы, лозунги, поврежденный памятник Ленину и деревянные скамейки для ожидающих поезда.
Пройдя за здание вокзала, через остатки старого парка и тоннель под трассой М4 «Дон», вы попадаете в старое село Ям. Далее путь пролегает по грунтовой дорожке вдоль реки Пахра, мимо частных домов, многие из которых не лишены прелести. Уже оттуда открывается вид на достопримечательный каменный мост.
В основе конструкции – смелый проект инженера Н.И. Мельникова. Он был достроен в 1928 году – к четвертой годовщине смерти В.И. Ленина. До этого берега реки соединяла паромная переправа, а в 1797 году, что доподлинно известно из исторических документов, местные жители использовали плавучий настил.
В 1864 году через реку был перекинут деревянный мост с металлическими стяжками, какие повсеместно использовались при строительстве Николаевской железной дороги, – по проекту американского инженера Уильяма Гау.
Существующий мост – рекордсмен России по пологости сводов: этот показатель для центрального из них – 1/7, для боковых – 1/6. Длина моста – 113 м, из них 35 м – ширина пролета среднего свода. Ширина наружных стен – 0,8 м.
Мост опирается на известковую плиту под толстым слоем грунта, залегающую на 8 м ниже меженного уровня реки. Он отделан красным кварцитом с серыми гранитными вставками внутри пролетов.
С инженерной точки зрения, он напоминает нереализованный проект моста через Неву француза Перроне. Аналогичное решение намеревались использовать И.В. Жолтовский и П.В. Щусев для строительства Большого Каменного моста в Москве.
Перейдя Старое Каширское шоссе, вы увидите купола старого храма конца XVIII века, который также хранит трагическую историю из советского прошлого. Храм появился в селе неслучайно – Ям находится на расстоянии одного «ямского гона» от Москвы (от храма Флора и Лавра на Зацепе), а потому раньше село было местом отдыха ямщиков и пассажиров.
Здесь держали конюшни, постоялые дворы и трактиры. Поначалу церковь была деревянной, уже к 1819 года храм записан каменным и крытым железом. В последующие годы церковь активно перестраивалась – в середине века появилась колокольня, взорванная коммунистами в 1940 году, были расширены приделы.
Первые советские десятилетия храм все еще принадлежал пастве и священникам, хотя его и затронула кампания по изъятию церковных ценностей.
Богослужения прекратились в 1937 году с арестом последнего настоятеля – отца Ярослава (Савицкого). Приходское имущество, в том числе старые иконы, было сожжено, разграблено или выброшено в реку. В стенах храма разместился зерновой склад, а после – мастерская по ремонту сельскохозяйственной техники.
В 1990 году полуразрушенный храм вернули Православной церкви, с тех пор ведется его восстановление. Внутри церковной ограды помещается старый некрополь.
Поблизости располагается женский Крестовоздвиженский монастырь, выросший из богадельни XIX века. На берегу Пахры не так давно устроена деревянная часовня с купальней. Храм, освященный в честь тех же святых, находится в Кашире – на другом конце ямщицкого тракта – и имеет не менее интересную историю.
Перейдя через реку по каменному мосту, с которого открывается прекрасный вид на окрестности, и прошагав еще около 400 м вдоль шоссе в сторону Москвы, вы попадете на аллею, начинающуюся с необъятного, пострадавшего от грозы дерева. На самом ее верху расположен вход в музей-заповедник «Горки Ленинские».
«Большие Горки» Лопухиных и В.И. Ленина
Территория площадью более 350 га занята парком с вековыми деревьями, солнечными полянами, выставками под открытым небом и музеями. Доминантой всего музейноисторического комплекса является, конечно, усадьба «Большие Горки», ведущая свою историю с XVI века.
Эти земли принадлежали роду Спасителевых – потомкам католического священника Саливатора (собственно, «спасителя» в переводе), оказавшегося в Москве в составе свиты брата Софьи Палеолог. Считается, что он принял православие и взял в жены москвичку, за что ему было пожаловано село на нынешнем шоссе.
После Спасителевых землями владели представители разных дворянских фамилий – Трубецкие, Белосельские, Наумовы, Бекетовы… И в первой трети XIX века по распоряжению Аграфены Алексеевны Лопухиной, выкупившей в начале века усадебные земли, был заложен парк и началось строительство.
Впрочем, довести благоустройство до конца суждено было ее зятю А.А. Писареву: в его распоряжение поступили хозяйственные постройки, два флигеля и главный усадебный дом, где бывали П.А. Вяземский и Ф.Н. Глинка. В 1870-х годах имение перешло в руки купеческих семейств.
Масштабной перестройке подвергся архитектурный ансамбль после 1909 года, когда был выкуплен З.Г. Морозовой, вдовой Саввы Морозова и женой московского градоначальника А.А. Рейнбота.
При участии Ф. Кольбе и Ф. Шехтеля к 1914 году усадьба приобрела неоклассический вид, появились зимний сад и веранда, фонтан, белокаменные лестницы, грот, колоннады, барельефы на окнах, конюшни, пруд с дамбой и водонапорная башня. К тому же времени относится создание крупного фермерского хозяйства.
Спустя всего четыре года, после национализации усадьбы, в южном флигеле разместился санаторий, а 25 сентября 1918 года в «Горки» приехал Ленин. Он восстанавливался после ранения, а после проводил здесь выходные и отпуски. Весной 1923 года Ленин, тяжело больной, поселяется в усадьбе: здесь пишет статьи.
Благодаря предпочтениям революционного лидера, использовавшим купеческие владения в качестве своей резиденции, архитектурно-парковый ансамбль с минимальными потерями пережил советские годы.
Впрочем, выбор Ленина неслучаен – к усадебным зданиям еще во время перестройки были подведены электричество и телефон, хозяева устроили центральное отопление.
Как следует из воспоминаний людей, посещавших усадьбу и ее постояльца, обстановка и убранство практически не изменились – до нас они дошли в образцовом состоянии. В главном доме проводятся художественные выставки и концерты.
В одной из дач на территории усадьбы – сразу за оградой со стороны входа – помещаются мебель и предметы интерьера из кабинета и квартиры В.И. Ленина в Кремле. Изначально они хранились в здании бывшего Сената, и с 1955 года были открыты для публики.
Разумеется, музей соседствовал с кабинетами членов советского правительства. Посетители, должно быть, чувствовали себя весьма неловко, но экспонаты перевезли в «Горки» только в 1994 году, причем в связи с реконструкцией здания.
Теперь здесь можно посмотреть на принадлежавшую семье Ульяновых библиотеку в 40 тыс. томов, зал заседаний и даже коммутатор. Здесь хранится коллекция подарков крестьян и рабочих со всех уголков Союза, восстановлены комнаты самого председателя СНК, Н.К. Крупской и М.И. Ульяновой, их гостиная и кухня.
Самый знаменитый музейный экспонат – автомобиль Rolls-Royce «Silver Ghost» на полугусеничном ходу. Он был куплен в Англии в 1922 году и имел поначалу совершенно традиционный вид.
На Путиловском заводе он был адаптирован для зимних поездок В.И. Ленина из Москвы в «Горки» и других поездок по Подмосковью: на передних колесах закрепили лыжи, а вместо задних смонтировали гусеницы. После смерти вождя автомобиль не использовался, а потому сохранился в исходной комплектации.
Кубическое здание с колоннами – это музей В.И. Ленина. Здесь собраны знамена, карты, документы, рукописи вождя и его соратников, фотографии и кинохроники. Здесь можно услышать его голос, увидеть тематические аудио-визуальные инсталляции.
Можно сказать, что музей – памятник техническим достижениям конца 1980-х годов. Также здесь проводятся художественные выставки, концерты и конференции. Работает кафе, с веранды которого открывается вид на деревянный зоопарк.
Бревенчатый дом семьи Шульгиных в деревне Горки вмещает музей крестьянского быта, который также является частью комплекса «Горки Ленинские». В 1921 году здесь состоялась встреча крестьян с Лениным, и вплоть до 1982 года в доме текла размеренная деревенская жизнь.
Теперь в стенах музея собраны старинные предметы обихода, одежда, мебель, инвентарь. Проводятся экскурсии и различные фольклорные мероприятия.
В своем нынешнем виде усадебный парк начал формироваться во второй четверти 19 в. при генерале Писареве. На территории парка и в непосредственной близости от усадебного дома сохранились древние курганы вятичей, представляющие собой огромную историческую ценность.
При З. Г. Морозовой-Рейнбот в парке обустраиваются оранжереи, скотный двор, молочная, конюшня, кузница, амбары и другие хозяйственные постройки. В настоящее время на территории парка существует аптекарский огород.
Режим работы и как добраться
На наших глазах разрастается Москва. В этих условиях главной задачей общества является сохранение островков природы, истории, культуры, где люди имели бы возможность отдохнуть и прикоснуться к своим корням. Таким же «островком» является и уникальный исторический музей-заповедник «Горки Ленинские».
Сохранить для нынешних и грядущих поколений эту территорию, сберечь памятники, расположенные на ней, создать привлекательные условия для отдыха, познания противоречивых страниц отечественной истории, проведения культурных, мероприятий – в этом смысл работы музея-заповедника.
Адрес: Московская область, Ленинский р-н, п/о «Горки Ленинские». По Каширскому шоссе до поворота на усадьбу «Горки». Далее по указателям.
Метро: Автобусом №439 от ст. м. «Домодедовская» до остановки «Экспериментальная база» («Музей») или от Павелецкого вокзала до пл. «Ленинская». Далее пешком через частный сектор.
Сайт: http://www.mgorki.ru
Телефон для справок: +7 495 548 93 09.
Время работы: ежедневно – с 09:00 до 18:00.
Горки Ленинские сегодня – это не музей одной, хотя и важной темы нашей истории. В наши дни идет неуклонный процесс восстановления популярности Горок Ленинских, в основе которого лежит многопрофильность его развития.
Читайте также: Батутные центры в Москве – прыжки в небо!
Десятки тысяч соотечественников, туристов со всех концов планеты приезжают в музей-заповедник, чтобы познакомиться с его памятниками, экспозициями музеев, выставками, поучаствовать в программах, да и просто отдохнуть в старинном парке, почувствовать тысячелетнее прошлое этого края, которая как капля воды отразила историю Отечества.