Территория Замоскворечья заселялась, начиная с XIV века. Западная, низменная часть района регулярно затапливалась рекой, поэтому городская застройка ограничивалась узкой полосой между дорогами на Калугу и Серпухов — нынешние улицы Большая Якиманка и Большая Ордынка, проходившие от переходов через Москву-реку к западу и востоку от Кремля.
Основные культурные и архитектурные памятники на маршруте:
м. «Третьяковская» — 3-й Кадашевский пер. — 1-й Кадашевский пер. — Лужков мост — Болотная пл. — Лаврушинский пер. — Большой Толмачевский переулок — Старомонетный переулок — ул. Большая Полянка — 1-й Хвостов пер. — ул. Большая Якиманка — Якиманский переулок — Парк Искусств — Крымская набережная — Якиманская набережная — Патриарший мост — Берсеневская набережная — улица Серафимовича —м. «Боровицкая», «Полянка».
Предлагаю прогуляться по Кадашевским переулкам, затем пройти до Якиманки, а закончить маршрут пешеходной прогулки на улице Серафимовича. Экскурсия по местам жительства ремесленников и меценатов будет очень насыщенной и интересной.
Достопримечательности Кадашевской слобода
Выйдя со станции метро «Третьяковская», вы попадете в Кадаши. Кадашевская слобода — крупнейшая и богатейшая из слобод Замоскворечья, в XVII веке она занимала территорию между Болотом, Полянской площадью, Ордынкой и Якиманкой.
Изначально слободу населяли кадаши (бондари), с 1613 года здесь появилось ткацкое производство, снабжавшее полотняными изделиями царский двор. В начале XVI века Кадаши слились с находившимися южнее Толмачами — существовавшей с XIV века слободой толмачей (переводчиков), обслуживавших замоскворецких татар-ордынцев.
Между Кадашами и расположенными у стены Скородома стрелецкими слободами вплоть до XIX века сохранялось незастроенное пространство — «всполье», служившее общинным выгоном для скота. В XVIII веке вдоль радиальных улиц начали строиться усадьбы знати, в то время как в глубине переулков сохранялся слободской уклад.
Прокладка Водоотводного канала сделала пригодной для застройки пойму к западу от Якиманки. В 1880-х годах в Лаврушинском переулке начали возводиться выставочные корпуса Третьяковской галереи. Ее реконструкция в 1980–2000-х годах наложила отпечаток на весь облик района.
Наша прогулка начинается в Кадашевских переулках. Центром Замоскворечья еще до образования Кадашевской слободы стал храм Воскресения Христова (2-й Кадашевский пер., 7). Нынешняя церковь, построенная в 1687–1695 годах, является выдающимся памятником периода становления нарышкинского барокко.
Традиционный тип кубовидной, пятикупольной церкви, спланированной «кораблем», обогащен здесь новыми формами белокаменного декора. Кадашевский храм был знаменит своим внутренним убранством.
Для росписи стен и написания икон были приглашены царские изографы. Ныне иконы Воскресенского храма разрознены и хранятся в запасниках Третьяковской галереи, Исторического музея и музея «Останкино».
Далее пройдите на набережную Водоотводного канала. Он был проложен в 1770-х годах по заболоченной старице Москвы-реки, когда потребовалось осуществить ремонт рухнувших в половодье 1783 года опор Большого Каменного моста.
Длина канала — 4 км, ширина — 30–50 м. Он позволил отвести часть избыточных вод и сделал пригодной для застройки пойму к западу от Якиманки. Устроенные в начале и конце канала Бабьегородская и Краснохолмская плотины со шлюзами сделали его судоходным (в 1930-х годах они были разобраны). В результате прокладки канала образовался остров Балчуг.
Историческая застройка Кадашевской набережной, состоявшая преимущественно из однодвухэтажных особняков, была уничтожена частично в послевоенные годы и окончательно — в «лихие» 1990-е.
Лужков мост и Болотная площадь
По пешеходному Лужкову мосту (он был построен в 1990-х годах, название, формально указывающее на некогда существовавшие здесь луга, намекает и на имя тогдашнего московского градоначальника) перейдите на Болотную площадь.
Она расположена на месте заболоченного луга, который в XV–XVIII веках зимой был местом торгов, народных развлечений и публичного наказания преступников. 10 января 1775 года на площади был казнен предводитель казачьего бунта Е. И. Пугачев. В XIX веке на площади были возведены каменные лавки и склады.
В советское время на площади разбит сквер, в центре которого установлен памятник И. Е. Репину, представляющий собой фигуру художника с палитрой и кистями в руках у мольберта с накинутой драпировкой.
В 2001 году в восточной части площади установили скульптурную композицию М. М. Шемякина «Дети — жертвы пороков взрослых»: двое играющих в жмурки детей в окружении сонма аллегорических монстров — олицетворений пороков.
В прилегающей к площади акватории Водоотводного канала устроены 4 плавающих фонтана.
Лаврушинский переулок
Вновь пройдя по мосту, направляйтесь в Лаврушинский переулок. Дом Гусятниковых (№4) и соседствующие с ним с двух сторон палаты XVII–XVIII веков. ныне занимают различные службы Третьяковской галереи. Депозитарий (№8) был построен для хранения фондов галереи на период реконструкции.
Крупнейший музей русского искусства — Государственная Третьяковская галерея, своим возникновением московскому купцу и промышленнику П. М. Третьякову. С 1856 года он коллекционировал произведения современных ему русских художников, а в 1892-м передал свое собрание в дар Москве, оставаясь пожизненным попечителем галереи.
В 1918 году Третьяковская галерея была национализирована и вскоре окончательно определилась как ведущий музей русского искусства. В советское время собрание пополнялось за счет национализированных частных коллекций, работ русских художников из Румянцевского музея и некоторых других собраний, а также путем закупок и обмена с другими музеями.
В настоящее время в собрании Третьяковской галереи насчитывается более 130 тыс. экспонатов. В Лаврушинском переулке размещена экспозиция русского искусства XII–начала XX веков. С наибольшей полнотой и разнообразием представлено реалистическое искусство второй половины XIX века.
Первоначально все собрание размещалось в жилом доме Третьяковых в Лаврушинском переулке. Начиная с 1874 года к дому последовательно пристраивались корпуса, предназначенные для размещения коллекции.
В настоящее время от старой усадьбы в относительно неизменном виде сохранился лишь стоящий на красной линии улицы флигель. Уцелел также фасад, пристроенный к усадебному дому Третьяковых в 1904 году по проекту В. М. Васнецова. Остальные музейные постройки были уничтожены в ходе реконструкции 1990-х годов.
В числе жильцов построенного в 1930-е годы «Дома писателей» (№17) был критик О. С. Литовский — один из организаторов травли М. А. Булгакова. Месть Мастера была изящна: в своем романе он детально описал дебош, который ведьма-Маргарита устраивает в квартире «критика Латунского» (хотя дом в интересах сюжета помещен в Николопесковский переулок).
Во дворе писательского дома можно увидеть палаты (№17 / 5), построенные в 1660-х годах для думного дьяка С. С. Титова — приближенного царя Алексея Михайловича. А на углу Большого Толмачевского переулка к 150-летию Третьяковской галереи был устроен оригинальный «Фонтан искусств».
Толмачевский и Старомонетный переулки
Городской усадьбой Демидовых (№№3, 5) в 1850-х годах владела графиня М. Ф. Соллогуб, устраивавшая здесь знаменитые литературные салоны.
Повернем налево по Старомонетному переулку, где на месте государева Хамовного двора в первой трети XVIII века располагался Монетный двор. Здесь по сей день сохраняются усадьбы первой четверти XIX века (№№ 22, 27, 29 и др.)
Построенная в конце XVII века церковь Николая Чудотворца в Толмачах (Мал. Толмачевский пер., 9) в 1929 году была передана Третьяковской галерее в качестве запасника. В 1990-х годах восстановленная церковь стала храмом-музеем. В 2000 году сюда из галереи была перенесена древняя икона Владимирской Божией Матери — одна из самых почитаемых на Руси.
Храмы на Большой полянке
Название одной из главных улиц Замоскворечья, Большая Полянка, данное в конце XVIII в., напоминает о бывших здесь в древности полях.
Храм Григория Неокесарийского в Дербицах был поставлен по обету московским князем Василием II (он был освобожден из татарского плена 17 ноября 1445 года, в день памяти этого святого). Каменная церковь в Дербицах («над оврагами») была возведена в XVII веке.
Ее изразцовое убранство выполнено, как полагают, знаменитым белорусским гончаром С. И Полубесом. Иконы, принадлежащие кисти знаменитого царского мастера С. Ушакова, в настоящее время находятся в Третьяковской галерее. В XIX веке был построен северный придел Боголюбской Богоматери в формах ампирной псевдоготики.
Дойдя до церкви Успения в Казачьей слободе (№37), перейдите Полянку и направляйтесь в 1-й Хвостов переулок. Приметный дом в новорусском стиле (№5) построен в 1990-е годы.
Достопримечательности Якиманки
Переулок выведет вас на улицу Большая Якиманка. Современное название она получила в конце XVII века по имени придела Иоакима и Анны Благовещенской церкви, некогда находившейся на пересечении улицы Малая Якиманка и современного Якиманского проезда и снесенной в 1933 году.
В XIV–XV веках по нынешней Якиманке проходила большая дорога на Калугу. После Смутного времени здесь поселили пленных поляков. Образовалась Панская слобода, прозванная «Старыми панеми». Многие «паны», обзаводясь семьями, принимали православие, и в 1640 году в слободе появился деревянный Благовещенский храм.
В 1730 году церковь (№32/2), переосвященная во имя преп. Марона Сирийского, была перестроена в камне. Церковь Ивана Воина (№46), по преданию, была сооружена на вклад Петра I с использованием собственноручно исполненного царем чертежа.
Особняк купца Н. В. Игумнова (№43), где сегодня размещается посольство Франции, радует глаз тщательно выполненными декоративными деталями в древнерусском стиле. Этот терем-дворец построил в 1893 году Н. И. Поздеев, городской архитектор Ярославля, влюбленный в зодчество древнего города.
В здании Третьяковской галереи на Крымском валу (№10/14) размещается экспозиция отечественного искусства ХХ века: работы мастеров авангарда, социалистического реализма, «сурового стиля», «анде граунда» и других направлений.
В окружающий здание Парк Исскуств «Музеон» в 1991 году были перевезены демонтированные с московских улиц и площадей памятники коммунистическим деятелям, многие из которых были созданы выдающимися советскими скульпторами разных поколений.
В дальнейшем к ним прибавились работы современных советских скульпторов. Осенью 2013 года территория парка расширилась за счет присоединения к нему новой пешеходной зоны – Крымской набережной.
Рядом с громадой «Президент-отеля» стоит изящная церковь Николая Чудотворца в Голутвине (1-й Голутвин пер., 14). В XV веке на этом месте размещалось подворье коломенского Голутвина Богоявленского монастыря.
Прихожанами церкви в разное время были актер М. С. Щепкин, братья Рябушинские, несколько поколений рода Третьяковых. Рядом с церковью и сегодня стоит дом, в котором родились знаменитые коллекционеры братья Павел и Сергей Третьяковы.
Выйдя на Крымскую набережную, вы увидите аляповатый 98-метровый монумент, изображающий Петра I на палубе корабля. Он был воздвигнут на стрелке Балчуга в 1997 году в ознаменование 300-летия Российского флота.
Автором сооружения является известный скульптор З. К. Церетели, «творчески переработавший» отвергнутый потенциальными заказчиками памятник 500-летию открытия Америки. По периметру искусственного острова, служащего основанием памятника, вмонтированы фонтаны, создающие впечатление рассекающего воду корабля.
Архитектура Берсеневской набережной
По ведущему к храму Христа Спасителя Патриаршему мосту пройдите над территорией бывшей шоколадной фабрики «Красный Октябрь» и спуститесь на Берсеневскую набережную. В конце XV века здесь, близ придворных садов, обосновалась Верхняя садовая слобода (берсень — «крыжовник»).
В 1657 году думный дьяк А. С. Кириллов, заведовавший садами, поставил на Берсеневке каменные палаты (№№18–20). В начале XVIII века дом был перестроен в стиле барокко: к центральному подъезду подведена широкая парадная лестница с арочным навесом на тяжелых консолях, окна второго этажа украсили белокаменные наличники с полукруглым верхом.
Самой изысканной и полностью выдержанной в стиле барокко является верхняя часть фасада с мезонином, отделанная множеством нарядных деталей. Первоначальное оформление килевидными наличниками, столбами-кубышками и другим декором, свойственным русской средневековой архитектуре, сохранили только два боковых фасада.
В XV веке на Берсеневке существовал Никольский монастырь на Болоте. В 1656 году на месте его деревянного храма попечением А. С. Кириллова была поставлена каменная пятиглавая Троицкая церковь с Никольским приделом (№№18–22). Храм примечателен изящным крыльцом на кубышчатых столпах с двойными арками и гирьками.
На улице Серафимовича находится знаменитый «Дом на набережной» (№22/2) — 505-квартирный жилой дом для партийно-советской элиты, построенный в 1928–1932 годах по проекту Б. М. Иофана — официально именовался «Домом правительства».
Помимо жилых квартир, в доме имелись универмаг, детский сад, школа, столовая, почта, учреждения бытового обслуживания. Помещение, которое сейчас занимает Театр Эстрады, было предназначено для домового клуба. Частью комплекса стал первый в СССР звуковой кинотеатр «Ударник».
В доме жили многие известные политические деятели, военачальники, артисты, писатели и ученые. Оборотной стороной этой известности стал печальный рекорд: более 800 жильцов дома в 1930–1950-е годы были репрессированы, 242 из них казнены.
Свое крылатое название «Дом на набережной» получил после выхода в свет одноименного романа Ю. В. Трифонова, семья которого жила здесь и испытала на себе весь ужас сталинских репрессий.
В доме действует общественный музей, в котором собран большой материал об истории дома и его обитателях, в том числе документы, фотографии, личные вещи, книги и предметы интерьера.
Читайте также: Пушкино – дачи знаменитостей в окрестностях города Подмосковья.
После музея «Дом на Набережной» направляйтесь к станции метро «Боровицкая» или «Полянка», чтобы завершить прогулку. Из всех упомянутых улиц и переулков в советское время была переименована только Большая Якиманка — в улицу Димитрова и обратно. Кадашёвские переулки и набережная — не переименовывались.