Музей-усадьба «Архангельское» – шедевр дворцово-паркового искусства. Над созданием ансамбля работало несколько поколений архитекторов и художников: Герн, Тромбар, Петонди, Гонзага, Бове, Клейн и другие.
Архитектурный ансамбль получил свое название от деревянной церкви Михаила Архангела, построенной в XVI веке. До того времени имение известно как «Уполозы Горетова стана Московского уезда» – по имени вотчинника Уполоцкого. На протяжении трех последующих столетий ее владельцами являлись князья Одоевские, Голицыны и Юсуповы.
История создания
Князь Д.М. Голицын, влиятельнейший дипломат, 32 года представлявший интересы Екатерины II, активно участвовал в борьбе за престолонаследие после ее смерти. За это императрицей Анной Иоанновной был обвинен в «преступных намерениях» лишить государыню власти и выслан в Москву.
Деятельный князь обращает свою энергию на переустройство усадьбы. Он возводит новый двухэтажный дворец, а перед ним разбивает сад. Уже глубоким стариком, на 69 году жизни, князь все же был арестован и сослан в Шлиссельбург, где через год скончался в каземате.
Со временем содержание усадьбы становится слишком дорогим, и имение переходит от рода Голицыных к роду Юсуповых. В 1810 году князь Николай Борисович Юсупов покупает Архангельское за 245 тысяч рублей.
Знаток и ценитель искусства и коллекционер, Н.Б. Юсупов давно хотел иметь свой «Мусейон» с произведениями живописи, скульптуры, театром. При князе Юсупове усадьба предстала во всем своем блеске.
Многочисленные теплицы поставляли экзотические плоды и цветы к столу хозяина, в парке с «затеями» содержались фазаны и павлины, верблюды и ламы и даже пеликаны на берегу пруда. В оранжереях выращивали редкие растения. Во дворце была собрана уникальная коллекция живописи.
Последней владелицей усадьбы была правнучка князя Зинаида Николаевна Юсупова. 31 мая 1900 года она и ее супруг составили завещание, в котором определили дальнейшую судьбу Архангельского:
«В случае внезапного прекращения рода все движимое имущество, состоящее в коллекциях предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей, собранных нашими предками и нами, завещаем в собственность Государства в видах сохранения сих коллекций в пределах Империи для удовлетворения эстетических и научных потребностей Отечества».
Их воля была исполнена: в Архангельском сохранились все основные элементы планировки и застройки. В усадьбе отразился царственный размах XVIII века.
Архитектурный ансамбль усадьбы
Одна из главных достопримечательностей – Дворец Юсуповых, был сооружен в конце XVIII века по проекту Шарля де Герна крепостными архитекторами. Дворец был летним. Фасад дома выполнен по трехчастной системе, центр выделен портиком с ионическими колоннами.
Боковые части подчеркнуты ризалитами, то есть выступающими за линию фасада фрагментами. К ним примыкают колоннады. На первом этаже размещались парадные залы, на втором жилые комнаты и библиотека. Внутренние помещения реставрируются. Для осмотра доступны три парадных зала – вестибюль, аванзал и овальный зал.
От главного дома сверху вниз расположены три террасы: верхняя терраса, нижняя и партер. Планировка парка открытая. При Н.А. Голицыне парк был превращен в «подмосковный Версаль» с зелеными партерами, сеткой аллей и деревьями, стриженными в манере Андре Ленотра, художника и создателя королевского парка под Парижем.
Последний мог приказать срыть холм, закрывающий вид на здание, и считал сад обрамлением строений, а потому был беспощаден к «натуральным» формам деревьев и кустарников. Рощи в «Архангельском» носили романтические названия: Князьборисова, Аполлонова, Магометова, Малиновая.
В центре композиции верхней террасы – скульптура «Геркулес и Антей». Центром нижней террасы является фонтан «Амуры с дельфинами» итальянского мастера Д. Джиромелло. Стена нижней террасы украшена балюстрадой с 44 мраморными бюстами античных героев, философов, императоров и полководцев. Всего в «Архангельском» более 200 скульптурных произведений.
Панораму замыкают 2 два корпуса санатория «Архангельское». Они были построены уже в 1934 году в классическом стиле и приспособлены для отдыха сотрудников Наркомвоенмора. Ранее на их месте находились многоярусные оранжереи.
В 1819 году в западной части регулярного парка был построен храм-памятник Екатерине II. Императрица изображена в облике богини правосудия Фемиды. Статуя выполнена по модели скульптора М.И. Козловского. На стене позади фигуры – слова Торквато Тассо: «Ты, которой послало небо и даровала судьба желать справедливого и достигнуть желаемого».
В западной части партера разместился небольшой архитектурный комплекс в духе «эрмитажей» XVIII–XIX веков. В павильоне «Каприз» располагались гостиная, бильярдная, девичья и кухня. Также в нем хранились полотна западноевропейских мастеров.
К «Капризу» примыкала библиотека. В 1829 году крылья сооружения сгорели. Небольшой павильон поблизости – 5 чайный домик. Летом двери маленького зала открывали, и он превращался в беседку для отдыха. Рядом с «Капризом» расположены берсо – туннели, увитые растениями. Их соорудили при князе Юсупове, чтобы укрываться от солнца.
Также в западной части усадьбы находится театр, декорации для которого изготовил сам Пьетро Гонзаго, работавший в России итальянский театральный художник. Он занимался оформлением Ла Скала, театров в Петербурге и пригородах.
В 2000 году усадебный театр с подлинными творениями знаменитого живописца вошел в число важнейших исторических объектов, находящихся под охраной Всемирного фонда памятников.
Сразу за театром находится каретный сарай XIX века, где раньше выставлялись парадные экипажи.
Начать осмотр восточной части партера можно с розового фонтана. Это небольшая беседка, выполненная в виде ротонды из розового мрамора. В ее центре помещен скульптурный фонтан «Мальчик с гусем».
Храм-усыпальница в честь святителя Николая строился – по проекту Р.И. Клейна – и расписывался – И.И. Нивинским – в 1909–1916 годах, после гибели на дуэли Николая Феликсовича Юсупова.
В связи с политическими потрясениями начала века храм не был окончен. По назначению он не использовался. Сейчас храм известен как Колоннада. В здании проходят выставки художников и концерты.
Деревянное здание перед храмом – это гостевой домик, дававший приют художникам и архитекторам на время работы.
Над оврагом вблизи усыпальницы стоит, пожалуй, одно из самых занятных зданий усадьбы. Это кладовая архитектора Осипа Бове, спроектировавшего в том числе Манеж и Большой театр. По факту строительством руководил крепостной Василий Стрижаков. Хозяйственная постройка выполняла и побочную функцию: она должна была укрепить края оврага.
Святые врата с коринфскими колоннами, возведенные в 1824 году по проекту Е. Тюрина, ведут к самой старой постройке – храму Архангела Михаила (XVII в.). Живописный храм стоит на высоком берегу Москвы-реки, он имеет полукруглую ограду в виде глинобитной стены с деревянными остроконечными башнями.
Его строительство приписывают крепостному зодчему Павлу Потехину. Храм двухстолпный. Невысокий четверик венчает пирамида кокошников, завершенная луковичной главкой: такие храмовые венцы называют огненными.
Не сохранилась классическая колокольня начала XIX века: она была разобрана во время реставрации 1960-х годов. Церковь действующая, находится в совместном пользовании музея и православной общины поселка Архангельское.
Два двухэтажных здания поблизости – конторский флигель и богадельня . Служащие управляли работой фарфорового завода, где изготовлялся знаменитый юсуповский фарфор, хрустального завода, выпускавшего чуть менее известный ныне хрусталь, а также прядильной фабрики, мастерицы которой пряли из козьего пуха.
Впрочем, расходов на содержание усадьбы предприятия не покрывали. «Архангельское не есть доходная деревня, а расходная и для веселья», – объяснял сей феномен Б.Н. Юсупов.
В непосредственной близости от усадьбы находится музей техники Вадима Задорожного.
Архитектурно-парковый ансамбль в Архангельском возник в период расцвета в России стиля классицизм, черпавшего основные понятия о красоте в искусстве античности. Это одно из лучших произведений садово-паркового искусства России конца XVIII – начала XIX столетия.
По композиции и гармонической красоте он почти безупречен и отражает вкусы разных эпох, влияние различных традиций.
Cтрогая логика и равновесие в архитектуре и композиции парка роднят Архангельское с итальянскими садами эпохи Возрождения и французскими регулярными парками, а его пейзажные рощи кажутся набросанными кистью английского ландшафтного архитектора.
Режим работы и как добраться
Часы работы Музей-усадьбы «Архангельское»:
ПАРК
Ежедневно с 10:00 до 20:00
Кассы на вход в парк работают ежедневно с 10:00 до 19:00.
ДВОРЕЦ
Среда-воскресенье с 10:00 до 17:00, вход и продажа билетов на входных кассах с 10:00 до 16:30.
Выходные дни: понедельник, вторник, последняя среда месяца
КОЛОННАДА И ЗАПАДНЫЙ ФЛИГЕЛЬ ДВОРЦА
Среда-воскресенье с 10:00 до 18:00, вход и продажа билетов на входных кассах с 10:00 до 17:30.
Выходные дни: понедельник, вторник, последняя среда месяца.
АДРЕС
Красногорский р-н, 5-й км Ильинского шоссе.
По Волоколамскому или Новорижскому шоссе до поворота на Ильинское шоссе, далее по указателям.
С Рижского вокзала до ж.-д. ст. «Павшино», далее авт. №31 до ост. «Санаторий» или № 49 до ост. «Архангельское».
От ст. м. «Тушинская» авт. №151 до ост. «Санаторий» или авт. №541, 549 до ост. «Архангельское».
Читайте также: Петровский парк – пейзажи Екатерининской эпохи
Таким образом, усадьба «Архангельское», расположенная в Подмосковье, это один из лучших дворцово-парковых ансамблей России конца XVIII – начала XIX столетия. Государственный музей-усадьба «Архангельское» находится в живописном месте на северо-западе от Москвы – в Красногорском районе.