Петровский парк – пейзажи Екатерининской эпохи

Петровский парк — пейзажный парковый комплекс, примыкающий к Петровскому путевому дворцу в северо-западной части Москвы. Памятник паркового искусства XIX века. Тогда он занимал участок размером более 65 га. Сейчас площадь парка составляет около 22 га.

Петровский парк в Москве
Петровский парк в Москве – садово-парковый комплекс 19 века

Петровский парк располагается на землях, ранее принадлежавших Высоко-Петровскому монастырю. Отсюда и название парка – Петровский. Эта парковая зона сразу стала одним из самых популярных мест отдыха горожан.

История создания

В 1774 году после народных гуляний на Ходынском поле в честь Кючук-Кайнарджийского мира Екатерина II, довольная прошедшими торжествами, заказала М. Казакову строительство каменного дворца у села Петровское-Зыково, что располагалось на Петербургском тракте.

Петровский путевой дворец был спроектирован Казаковым в «турецком стиле» как и павильоны для торжеств на Ходынском поле. Строительство продолжалось с 1775 по 1782 год. Петровский дворец был последней остановкой при въезде царского поезда в Москву.

Этот проект, осуществленный Баженовым и Казаковым, удался настолько, что его продолжением стали две блестящие монаршие резиденции – Царицыно и Петровский путевой дворец. Новый дворец стали возводить как раз напротив Ходынки на свободных землях Высоко-Петровского монастыря, отсюда название резиденции.

Если посмотреть на фасады дворца, можно с уверенностью отметить, что зодчему удалось создать дворец, аналогов которому нет. Строение представляет собой каменный узорчатый бело-красный дворец, который окружен крепостными зубчатыми стенами и башнями, что придает ему вид крепости или средневекового замка.

Основной объем – это куб, который в центре венчает купол, по бокам в виде подковы примыкают одноэтажные служебные флигели, которые образуют парадный двор.

В Петровском замке сочетаются различные стили – псевдоготика, классика, национально-романтические традиции. В декоре дворца русские гирьки и фигурные колонные встречаются с готическими стрельчатыми арками и башенками-пинаклями.

При этом внутреннее убранство дворца было выдержано в классическом стиле во вкусе Екатерины II, которая побывала во дворце во время визита в Москву в 1787 году. С тех пор в течение следующего столетия все русские самодержцы останавливались в Петровском дворце.

Здесь они принимали многочисленные делегации подданных накануне коронации и отсюда наблюдали за народными гуляниями на Ходынском поле, последнее из которых завершилось, как известно, трагедией.

Трагическими для дворца стали и дни осени 1812 года, когда он был превращен в наполеоновский штаб. Отступая, французы подожгли дворец, после чего понадобились годы для того, чтобы вернуть ему первоначальный облик, занимался восстановлением памятника архитектор Иван Таманский, ученик Казакова.

Для инвалидов Отечественной войны 1812 года были построены специальные павильоны в готическом стиле. Первоначально парк занимал площадь 65 га.

Петровский парк стал популярным местом гуляний. До середины XIX века на территории Петровского парка было запрещено содержать трактиры и постоялые дворы. По оси Дворцовой аллеи в 1835 году был выстроен деревянный летний театр, а в 1836—1837 годах — здание так называемого воксала.

Парк возле Петровского путевого дворца
Территория парка вокруг Петровского путевого дворца

В первой половине XIX века парк стал ещё и престижным аристократическим дачным местом. По указу Николая I от 1836 года участки от Тверской заставы до Петровского парка выделялись под строительство дач.

Владельцам предоставлялась беспроцентная ссуда в 5 тысяч рублей на десять лет при условии «завершения строительства в три года двухэтажного дома хорошей архитектуры с мезонином, антресолями и под железной крышей».

В середине XIX века полоса дачных участков продвинулась на восток и охватила парк с севера; во второй половине XIX века дачи строились по направлению к селу Всехсвятскому — здесь появились дачи И. В. Морозова (1895; арх. Ф. О. Шехтель) и Н. П. Рябушинского (вилла «Чёрный лебедь»).

От Ильинских ворот до Петровского парка регулярно ходили линейки. В 1899 году открылась первая в городе линия электрического трамвая — от Страстного бульвара до парка.

5 сентября 1918 года, сразу после объявления большевистской властью красного террора, в Петровском парке московская ЧК провела публичный показательный расстрел заложников из представителей высшего чиновничества бывшей Российской империи.

Всего было казнено до 80 человек. Среди прочих были расстреляны министр внутренних дел Н. А. Маклаков, А. Н. Хвостов, бывший министр юстиции И. Г. Щегловитов — последний председатель Государственного Совета, протоиерей Иоанн Восторгов и др.

В советское время после нескольких лет откровенного вандализма в Петровском замке, который теперь называли Дворец Красной авиации, разместилась Военно-Воздушная инженерная академия имени отца русской авиации Н.Е. Жуковского. Военные привели здание в порядок, но произвели целый ряд изменений, приспособив дворец под свои нужды.

Академия просуществовала в здании Петровского путевого дворца вплоть до 1998 года, после чего оно было передано Правительству Москвы. Здесь начались масштабные реставрационные работы, длившиеся 11 лет, в 2009 году Петровский путевой дворец открыл двери.

Боковые флигели отданы под отель, ресторан, залы для конференций и торжественных приемов. В главном корпусе дворца проводят экскурсии и концерты.

Петровский путевой дворец

В Москве мало дворцов с такой сложной судьбой и насыщенной историей, как Петровский замок. Строительство было затеяно в честь успешного завершения Русско-турецкой войны 1768–1774 годов. Дворец предназначался в качестве резиденции для отдыха августейших особ после долгой дороги из Петербурга в Москву.

Таких путевых дворцов на пути из одной столицы в другую было несколько, поскольку монархи двигались с большой помпой и пышной свитой, никуда не торопясь, недели две-три. Отсюда еще одно его название – Петровский путевой дворец.

Петровский путевой дворец
Здание Петровского путевого дворца

Здесь императоры останавливались перед тем, как прибыть на коронацию – церемонию, которая всегда совершалась в Москве. Здесь во дворце несколько дней осенью 1812 года базировалась ставка Наполеона, отсюда он наблюдал, как горит, так и не доставшийся ему город. Это событие запечатлено в известных пушкинских строках:

Вот, окружен своей дубравой,

Петровский замок.  Мрачно он

Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля…

Если посмотреть на фасады дворца, можно с уверенностью отметить, что зодчему удалось создать дворец, аналогов которому нет. Строение представляет собой каменный узорчатый бело-красный дворец, который окружен крепостными зубчатыми стенами и башнями, что придает ему вид крепости или средневекового замка.

Основной объем – это куб, который в центре венчает купол, по бокам в виде подковы примыкают одноэтажные служебные флигели, которые образуют парадный двор.

Архитектура Петровского замка столь яркая, что его часто можно видеть на картинах русских художников. Пожалуй, чаще всего дворец изображал Илья Репин, поскольку ему как самому знаменитому живописцу рубежа XIX–XX веков заказывали написать картины на темы коронации русских монархов.

Летом 1884 года Илья Ефимович Репин получил императорский заказ написать картину «Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца». Художник выехал в Москву. Репин срисовал двор, окрестности, сам дворец, не представляя еще, какою будет картина и как он на ней расположит царя и массу народа.

Репин окончил картину блестяще, справившись с колоссальной задачей разместить на ее полотне свыше семидесяти фигур с ясно выраженными характеристиками. В центре картины – император, суровая внешность которого заставляла трепетать многих видных государственных деятелей.

Картина Репина
И. Репин: Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца

Через 12 лет на престол взошел другой царь – Николай Второй, и Репин снова принимается за картину, действие которой происходит в парадном дворе Петровского замка. На этот раз он создает камерную акварель «Речь Его Императорского Величества 18 мая 1896 года».

Внимательный зритель, рассмотрев оба изображения, сразу почувствует, насколько разными были эти монархи, их отношения с близкими и подданными, и насколько разными стали их правления. И только Петровский дворец – неизменный свидетель русской истории!

Картина Репина
И. Репин: Речь Его Императорского Величества 18 мая 1896 года

Зданий, построенных по проекту Матвея Казакова, в Москве осталось не так много, поэтому ценителям качественной архитектуры будет весьма любопытно посмотреть на планировку и внутреннее убранство Петровского дворца.

В ходе недавней реставрации были максимально точно восстановлены паркеты, лепнина, рисунки гризайлевых росписей времен Казакова. Для осмотра во дворце открыты несколько помещений – Колонный зал, Казаковская лестница, парадный Купольный зал и четыре примыкающие к нему гостиные – Парковая, Дворцовая, Кавалерская и Петровская.

Первый интерьер, который можно назвать эксклюзивным – это парадная Казаковская лестница, названная в честь автора замка. Лестница производит легкое светлое впечатление благодаря нежно-голубым стенам, покрытым гирляндами белых лепных цветов.

На втором этаже от первоначальной отделки осталось не так много, но, надо отдать должное, интерьеры гостиных выполнены в традициях высокого русского классицизма – простые формы, чистые лаконичные линии, сдержанная цветовая гамма, построенная на сочетании сложных оттенков – это вполне достойная реконструкция.

Петровский парк – пейзажи Екатерининской эпохи

Самое яркое впечатление на посетителей производит Круглый зал, который находится в центре композиции дворца под прекрасным куполом. Росписи купола сохранились со старых времен – это благородный гризайль, имитирующий лепнину и рельеф.

Воздух и пространство – это главное выразительное средство в парадном зале, светлые стены и потолок делают это пространство и вовсе безграничным.

Достопримечательности Петровского парка

Вокруг Петровского дворца расстилается один из самых прелестных зеленых массивов столицы – Петровский парк, разбитый в 1827 году после первой реставрации дворца. В парке были устроены три лучевые аллеи и центральная – Дворцовая, вырыты пруды, построено деревянное здание летнего театра.

Раньше, до постройки стадиона «Динамо», парк занимал более обширную территорию. В нем находились очень интересные объекты, часть из них можно увидеть и сейчас. В 1840-х годах по инициативе Анны Дмитриевны Нарышкиной по проекту архитектора Федора Рихтера было возведено здание Благовещенской церкви.

Храм имеет ярко выраженную перекличку с Петровским дворцом – декоративное красно-белое убранство с фигурными и стрельчатыми формами производит такое же праздничное впечатление.

Петровский парк – пейзажи Екатерининской эпохи

Сейчас Петровский парк представляет собой замечательный парковый комплекс площадью 22 гектара. Зеленая зона состоит из нескольких искусственных островов, на каждом из которых ландшафтные дизайнеры попытались создать разнообразные природные зоны.

В парке организованы детская и спортивная площадки для тех, кто предпочитает активный отдых на свежем воздухе.

Петровский парк – пейзажи Екатерининской эпохи

Рядом с Петровским парком находится знаковое сооружение для «декадентской» Москвы Серебряного века – вилла «Черный лебедь», принадлежащая Николаю Рябушинскому, представителю известной купеческой династии. В отличие от своих почтенных братьев – политиков, банкиров, фабрикантов – Николаша увлекался театром и живописью, вел богемный образ жизни.

Русская культура обязана ему многим – без участия Рябушинского не было бы выставки «Голубая Роза» и роскошного журнала «Золотое Руно». Новая вилла была символом его утонченного эпатажного имиджа – здесь царила экзотическая роскошь, стилизованное изображение черного лебедя украшало все – мебель, фарфоровые сервизы, хрусталь, рюмки из тончайшего венецианского стекла.

Петровский парк – пейзажи Екатерининской эпохи

Вилла «Черный лебедь» часто становилась местом пиров-праздников, которые Николай Рябушинский устраивал с невиданной пышностью и изобретательностью.  Будучи сто лет назад дачной окраиной, район Петровского парка был облюбован знаменитыми злачными заведениями, такими как рестораны «Стрельна», «Яр», «Мавритания», «Аполло» и «Эльдорадо».

Сейчас наибольший интерес представляет здание ресторана «Эльдорадо», которое расположено рядом с парком. Это здание в стиле модерн с эффектной угловой башней, строил его по заказу хозяина ресторана Скалкина знаменитый архитектор Лев Кекушев. Сейчас о скандальном заведении напоминает только соседний Эльдорадовский переулок.

Петровский парк – пейзажи Екатерининской эпохи

В Правой аллее парка, неподалеку от Петровского путевого дворца находится памятник основателю русской авиации Н. Е. Жуковскому. Бюст выполнил скульптор Г. Нерода по проекту архитектора И. Француза.

Памятник был установлен в 80-е гг., когда в здании дворца находилась Военная Академия им. Жуковского. В настоящее время академия переехала, но скульптуру было решено оставить на прежнем месте.

Петровский парк – пейзажи Екатерининской эпохи

Во время экскурсии по парку и его окрестностям вы увидите уцелевшие достопримечательности, познакомитесь с историей этого места, получите представление о том, что делали здесь императоры, аристократы, купцы, творческая интеллигенция.

Петровский парк – пейзажи Екатерининской эпохи

Кроме того, в Петровском парке можно прогуляться по красивым, тенистым аллеям, познакомиться с веселыми белками, покормит лебедей, осмотреть интереснейшие достопримечательности, среди которых – подлинные шедевры архитектуры.

Режим работы и как добраться

Петровский путевой дворец расположен на севере столицы, в районе «Аэропорт», адрес дворцаи парка: Ленинградский просп., 40. Самый простой способ добраться – доехать на метро по Замоскворецкой линии до ст. м. «Динамо» и пройти пять минут пешком.

Парк открыт для посетителей круглосуточно, вход бесплатный.

Петровский парк – пейзажи Екатерининской эпохи

Особенность посещения Петровского замка заключается в том, что там нет музея, это Дом приемов Московской мэрии и небольшой, но пятизвездочный отель. Для публики дворец доступен только в формате экскурсионного посещения.

Экскурсии нужно заказывать заранее, лучше через сайты Московского экскурсионного бюро или сайт Музея Москвы (mosmuseum.ru). Продолжительность экскурсии по дворцу и его интерьерам – около полутора часов, время посещения – это будни, середина дня.

Читайте также: «Музеон» – парк-музей под открытым небом.

Таким образом, Петровский парк и дворец на его территории – садово-парковый комплекс 19 века, внесенный в перечень особо охраняемых ландшафтно-городских объектов. Парк расположен между Ленинградским проспектом и Петровско-Разумовской аллеей.

Поделиться с друзьями
Оксана Антонова

Живу в Москве с 5 лет. Я обожаю этот город со всеми его достоинствами и недостатками. У меня очень много друзей из других городов и стран. Когда они приезжают в Москву, то просят обязательно показать столицу. Один из друзей и посоветовал мне создать этот сайт. Здесь я буду рассказывать о самых известных достопримечательностях столицы, фестивалях, интересных местах, которые стоит посетить гостям нашего города.

Оцените автора
Москва пешеходная
Добавить комментарий