Происхождение названия «Арбат» — одной из самых старых улиц Москвы — точно не установлено. Вероятно, оно восходит к арабскому слову «рабад» — «пригород, предместье». Протяжённость Арбата составляет 1,2 километра. К настоящему времени улица стала одним из популярных мест среди иностранных туристов.
Начнем экскурсию с Моховой улицы и Воздвиженки, и по Арбату пройдем к конечной точке маршрута – Пречистенским воротам.
- История московского Арбата
- Достопримечательности Воздвиженки
- Ресторан «Прага», дом Филатовой и театр Вахтангова
- Архитектура на Композиторской и Спасопесковской
- Кривоарбатский переулок
- Памятник Окуджаве и квартира Пушкина
- Особняки Попова-Морозова, Листа, Берга
- Храм святителей Афанасия и Кирилла
- Достопримечательности Гоголевского бульвара
История московского Арбата
В XIV веке здесь проходила дорога на Смоленск. На этом важном перекрестке дорог на подступах к Кремлю не раз происходили сражения с иноземными захватчиками:
- в 1493 году тут были обращены в бегство войска казанского хана Аулу Мухаммеда;
- в 1612 году вблизи Арбатских ворот Белого города были разбиты войска гетмана Яна Ходкевича, пытавшиеся прорваться к Кремлю.
Ко второй половине XVIII века московские ремесленники и купцы, обжившие Арбат, были вытеснены дворянством. К концу XIX века большинство жителей Арбата составляют уже преуспевающие коммерсанты, чиновники, представители интеллигенции.
Постепенно возникает неповторимый архитектурный облик улицы и окружавших ее переулков с оригинальными старинными особнячками, ажурными фонарями, вымощенными камнем дорогами.
При советской власти в облике Арбата произошли необратимые изменения. В начале 1960-х годов по его переулкам была проложена часть современного проспекта — Нового Арбата, метко прозванная «вставной челюстью Москвы».
В конце 1970-х годов Старый Арбат стал пешеходной зоной. «Арбат офонарел», — говорили москвичи, намекая на установленные при ее устройстве аляповатые фонари.
Сегодня Арбат — популярное место отдыха москвичей и гостей города, пристанище уличных художников и музыкантов — по-прежнему сохраняет особое очарование. Арбат для москвичей — не просто улица, это как бы особый «кусочек» столицы, своеобразная «Москва в Москве» с ее собственной историей, самобытностью, традициями.
В литературе, живописи, киноискусстве Арбат становится как бы типологическим образом московского, Москвы и в то же время отражением происходящего в России.
Достопримечательности Воздвиженки
Начало маршрута – станция метро «Библиотека им. Ленина». Из метро выходите на Моховую, затем на Возвиженку.
Улица Воздвиженка образовалась в конце XV века в начале трассы древней Смоленской дороги. Название она получила по основанному примерно тогда же Крестовоздвиженскому монастырю. Вскоре здесь начинает селиться московская знать.
В XVIII веке на месте бывших боярских дворов выросли особняки новой аристократии. Во второй половине XIX века большая часть домов перешла во владение купцов и государственных учреждений.
Российская государственная библиотека (библиотека им. В. И. Ленина) — одна из самых крупных библиотек в мире — была создана в 1921 году на основе существовавшей с 1828 года библиотеки Румянцевского музея.
Главное здание библиотеки было построено в 1928–1933 годах. Для изготовления бронзовых горельефов второго этажа были переплавлены колокола 8 московских церквей. Также при строительстве были использованы элементы отделки разрушенного храма Христа Спасителя.
Следующая точка маршрута – дом №14 – особняк Морозовой, был построен Р. И. Клейном для предпринимательницы В. А. Морозовой. Эта незаурядная женщина после кончины мужа взяла на себя управление принадлежавшей ему Тверской мануфактурой хлопчатобумажных тканей и славилась своей благотворительностью.
Гостями ее литературного салона были А. А. Блок, В. Я. Брюсов, А. Белый. Соседний дом (№16) Морозова подарила на 25-летие своему сыну Арсению. Эксцентричный молодой человек пожелал иметь дом в стиле новомануэлино, подобный дворцу Паласиу-ди-Пена в португальской Синтре.
Перестройку своего особняка молодой Морозов заказал архитектору В. А. Мазырину, который решил композицию дома как сочетание разных стилей и разновеликих объемов. Морские раковины, цветы, виноградные листья, диковинные деревья, свисающие гирьки, консольки и башенки сплелись в причудливое сочетание, удовлетворившее и архитектора, и заказчика.
По преданию, Морозова, посетив новоотстроенный особняк сына, в сердцах бросила: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать!» В настоящее время особняк служит домом приемов Правительства РФ.
Если зайти в Калашный переулок, то можно увидеть дом Моссельпрома (№2 / 10) — один из первых многоэтажных домов, построенных в Москве после Октябрьской революции. Трапециевидное в плане здание отличается полным отсутствием архитектурных излишеств.
Единственное украшение — надписи «Моссельпром» и придуманные Маяковским рекламные слоганы на дворовом фасаде.
Выйдя на площадь Арбатские Ворота, повернем налево, на Арбатскую площадь. Рядом с «Арбатским военным округом» — громоздким зданием Генерального штаба — расположены церковь Бориса и Глеба, звездообразный в плане вестибюль станции метро «Арбатская» и кинотеатр «Художественный» — один из немногих, имеющих более чем столетнюю историю.
Ресторан «Прага», дом Филатовой и театр Вахтангова
Пройдя по подземному переходу, мы оказываемся на Арбате. В доме №2 помещается один из лучших ресторанов Москвы — «Прага». В конце XIX века это был дешевый извозчичий трактир. В 1896 году купец С. П. Тартарыкин выиграл его в бильярд у прежнего владельца, перестроил здание и создал первоклассный ресторан. После революции ресторан был закрыт.
Одно время в его стенах размещалась образцовопоказательная столовая Моссельпрома (куда Ипполит Матвеевич из «Двенадцати стульев» повез Лизу обедать). Вновь «Прага» открыла двери для посетителей лишь в 1950-е годы.
Привлекает внимание дом акционерного общества «Частный ломбард» (№11) с вычурным фасадом, украшенным львиными масками. В начале XX века это было единственное конторское здание на Арбате.
Доходный дом Филатовой (№35/5), примечательный фигурами рыцарей на фасаде, был построен в 1912 году всего за полгода и предназначался для самой состоятельной публики. Внутри были просторные помещения с витражами, мраморные лестницы с дубовыми и художественного литья перилами, огромные зеркала.
Квартиры были большие, по 5–6 комнат, с непременными помещениями для прислуги при кухне. После революции часть квартир заняли высокопоставленные советские работники, остальные превращены в густонаселенные коммуналки. В 1990 году дом превратился в Центральный дом актера.
Напротив — здание театра им. Е. Б. Вахтангова (№26/2), построенное в 1947 году на месте прежнего, разрушенного немецкой авиабомбой в 1941-м.
Веселый праздничный спектакль «Принцесса Турандот» К. Гоцци, поставленный смертельно больным Е. Б. Вахтанговым в холодном 1922 году, во многом определил импровизационный стиль театра и стал его визитной карточкой. Об этой пьесе напоминает фонтан, устроенный перед зданием театра в 1997 году.
Архитектура на Композиторской и Спасопесковской
За зданием театра мы свернем направо, в Большой Николопесковский переулок, названный по некогда стоявшей на месте дома №6 церкви Николая Чудотворца на Песках. В доме №11 провел последние годы жизни (1912–1915 гг.) выдающийся русский композитор, пианист, философ и поэт А. Н. Скрябин.
В созданном здесь мемориальном музее Скрябина — живом свидетельстве Серебряного века русской культуры — сохранено все, что окружало Скрябина при его жизни: рояль, личная библиотека, обстановка, предметы искусства.
Повернем на Композиторскую улицу, проходящую позади стеклянных громад Нового Арбата. До 1960-х годов на этом месте находилась Собачья площадка — небольшая площадь, получившая название от псарен, в XVII веке обслуживавших царскую охоту. В XIX веке здесь располагались особняки многих известных московских семейств.
По Трубнниковскому переулку выйдем на Спасопесковскую площадь. В XVI веке к северу и к югу от Арбата были поселены две стрелецкие слободы, предназначенные для охраны западных предместий Москвы. Деревянный храм Спаса на Песках был центром одной из этих слобод.
Неоклассический особняк Второва (№10) был построен в начале ХХ века на месте бывшей усадьбы Лобановых-Ростовских и предназначался для одного из крупнейших предпринимателей России Н. А. Второва.
С 1933 года особняк, получивший прозвище «Спасо-хаус», стал резиденцией посла США в Москве. Здесь жили во время государственных визитов Д. Эйзенхауэр, Р. Никсон, Р. Рейган, проходили пользовавшиеся известностью приемы и музыкальные вечера, неоднократно выступали всемирно известные музыканты и певцы, выставлялись работы выдающихся американских художников.
С особняком связано много «шпионских» историй. Наиболее известной из них является история с помещением подслушивающего устройства в деревянный герб США, преподнесенный в подарок от И. В. Сталина послу США и провисевший в его кабинете с 1946 по 1952 год.
Соседние дома (№№6, 8) — подлинные памятники московского ампира, в первой половине XIX века входившие в состав усадьбы А. Г. Щепочкиной.
Пятиглавый храм Спаса Преображения на Песках (№4А) с однобокой трапезной и шатровой колокольней — классический образец московской посадской церкви рубежа XVII–XVIII веков — построен в 1706–1711 годах на месте прежнего деревянного.
В 1877 году по соседству, в Дурновском переулке, поселился художник В. Д. Поленов. Придя осматривать квартиру, он был очарован открывшимся из окна видом и тут же набросал первый эскиз. Так родился замысел «Московского дворика» — одного из самых популярных произведений русской живописи.
В советское время в здании церкви размещались кукольные мастерские «Союзмультфильма». Именно здесь «родились» Чебурашка, Крокодил Гена и многие другие мультипликационные персонажи, ставшие неотъемлемой частью нашей культуры. Сквер к северу от храма разбит в 1870 году и тогда же назван Пушкинским.
Кривоарбатский переулок
Выйдя на Арбат, вернемся немного назад и свернем в Кривоарбатский переулок. Глухая стена углового дома, покрытая граффити — «стена Цоя», возле которой собираются поклонники погибшего рок-музыканта.
Дом военного суда (№2) — одна из сохранившихся городских усадеб конца XVIII–начала XIX веков. Доходный дом Борисова (№3) сочетает в себе стилистику псевдорусского стиля с элементами модерна и неоклассицизма.
Более характерный образчик застройки арбатских переулков начала ХХ века — облицованный разноцветной керамической плиткой дом Желябуржского (№9).
Собственный дом архитектора К. С. Мельникова, построенный им в конце 1920-х годов, является памятником мирового значения. Он состоит из двух проникающих друг в друга цилиндрических объемов и обходится совершенно без прямых углов как снаружи, так и внутри.
Передняя часть первого цилиндра срезана стеклянным витражом, на стену заднего цилиндра накинута сетка из 38 шестиугольных ромбовидных окон.
«Дам премию тому, кто сумеет сосчитать, сколько в доме этажей», — говорил К. С. Мельников о своем жилище. Поразительна и внутренняя планировка дома. В настоящее время посещение дома Мельникова возможно только в составе организованных групп с экскурсоводом по предварительной записи.
Памятник Окуджаве и квартира Пушкина
По Плотникову переулку вновь вернемся на Арбат. На углу мы увидим памятник Б. Ш. Окуджаве — замечательному литератору и барду, словно выходящему на воспетый им Арбат из-под арки старого двора. Окуджава провел детские годы в доме №43 и во многих стихах и песнях обращался к теме своей «малой родины».
Дом №51, где жил писатель А. Н. Рыбаков, стал «героем» его романа «Дети Арбата» и детских повестей «Кортик» и «Выстрел».
В доме №53, принадлежавшем дворянской семье Хитрово, в 1830– 1831 годах снимал квартиру А. С. Пушкин. Сюда после венчания 18 февраля 1831 года он привез свою молодую жену Н. Н. Гончарову. Сегодня оба этажа дома дома занимает экспозиция музея «Мемориальная квартира А. С. Пушкина на Арбате».
Залы первого этажа посвящены теме «Пушкин и Москва». На втором этаже расположены мемориальные комнаты Пушкиных.
В соседнем доме (№55) в 2000 году была открыта музей-квартира родившегося здесь писателя-символиста Андрея Белого. Экспозиция этой музей-квартиры показывает прямое назначение каждой из комнат и одновременно — их отражение в автобиографической прозе Белого.
Особняки Попова-Морозова, Листа, Берга
Выйдя на Смоленскую-Сенную площадь (в XIX веке здесь располагался Сенной рынок), повернем налево вдоль фасада высотного здания Министерства иностранных дел и направимся в сторону Смоленского бульвара. На углу Глазовского переулка привлекает внимание классицистический особняк Попова (№26/9).
Построенный в конце XVIII века для генеральши Глазовой, в 1874 году он был куплен известным чаеторговцем К. С. Поповым и перестроен, при этом отделка помещений была выполнена по египетским, античным, восточным мотивам.
В конце XIX века особняк приобрел представитель знаменитейшей купеческой фамилии, меценат М. А. Морозов. Гостями этого дома были крупнейшие русские художники рубежа веков — М. А. Врубель, К. А. Коровин, И. И. Левитан, В. А. Серов.
Морозов собрал блестящую коллекцию импрессионистов, размещавшуюся в зимнем саду и во многих комнатах особняка. После смерти хозяина его вдова передала картины в дар Третьяковской галерее.
В Глазовском переулке мы увидим изящный особняк Листа (№8), построенный Л. Н. Кекушевым для О. Листа. Еще один особняк эпохи модерна (№4/16) расположен на углу Денежного переулка (когда-то здесь существовала слобода мастеров государева Монетного двора).
Напротив (№9/6) — типичная деревянная ампирная усадьба, построенная вскоре после пожара 1812 года для поручика А. К. Поливанова. Повседневная жизнь хозяев такого дома протекала в мезонине или на антресолях — полуэтаже с низкими потолками; в просторных «передних» комнатах принимали гостей.
Неоренессансный особняк Берга (№5) после заключения Брестского мира был предоставлен для размещения германской дипломатической миссии. Именно в этом здании 6 июля 1918 года сотрудник ЧК эсер Я. Г. Блюмкин убил германского посла В. фон Мирбаха, что стало сигналом к началу левоэсеровского мятежа. Ныне здание занимает посольство Италии.
Название переулка Сивцев Вражек произошло от оврага («вражка»), по дну которого текла небольшая река Сивец, впадавшая в текший вдоль стены Белого города ручей Черторый. В ампирном особняке с мезонином (№27), где в 1843–1846 годах жил А. И. Герцен, ныне помещается музей писателя.
Схожий дом описан в романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» как «Общежитие имени Бертольда Шварца». Небольшой дом №34 примечателен тем, что живший здесь в 1850 году Л. Н. Толстой упомянул его в романе «Война и мир».
Храм святителей Афанасия и Кирилла
Филипповский переулок в XVI веке был главной улицей слободы иконописцев. Здесь же находился двор митрополита Филиппа, убитого за критику жестокостей правления Ивана Грозного и впоследствии канонизированного.
В переулок выходит алтарная часть классицистического храма святителей Афанасия и Кирилла на Сивцевом Вражке (№3/16). Одноглавый Филипповский храм (№20) с низкой шатровой колокольней был построен стольником И. Косминым в 1688 году на месте церкви, сооруженной по инициативе митрополита Филиппа в честь его святого покровителя.
В 1818 году сильно пострадавшая во время нашествия Наполеона церковь была отдана для устройства подворья Иерусалимского патриархата. Главный престол был переосвящен во имя Воскресения Словущего, Филипповский же перенесли на место упраздненного Никольского придела.
Достопримечательности Гоголевского бульвара
Гоголевский бульвар (до 1924 года Пречистенский) обладает необычным рельефом: одна его сторона круто спускается вниз, к некогда протекавшему здесь ручью Черторый.
В начале 1870-х годах владельцем дома №6 стал московский городской голова С. М. Третьяков, родной брат создателя Третьяковской галереи. Он также коллекционировал живопись и завещал свою коллекцию Москве.
Картинная галерея размещалась в парадных помещениях второго этажа особняка, перестроенного в русско-византийском стиле зятем Третьякова — необычайно популярным среди знати архитектором А. С. Каминским.
На пересечении бульвара с переулком Сивцев Вражек установлен памятник писателю М. А. Шолохову, изображенному сидящим в лодке и глядящим в сторону дома в Сивцевом Вражке, где он жил долгое время.
За памятником — небольшой подъем, а на нем — головы плывущих коней: справа — светлые, слева — красные, это своеобразный символ непростого жизненного и творческого пути Шолохова.
А в конце бульвара — другой памятник, Н. В. Гоголю, который сам автор, скульптор Н. В. Томский, считал крупной неудачей.
Надпись на постаменте гласит: «Великому русскому художнику слова Н. В. Гоголю от правительства Советского Союза». Этот монумент в 1952 году сменил прежний, работы Н. А. Андреева.
Смотрите также статью про Ботанические сады Москвы – зеленые парки столицы.
На этом экскурсия по Абрату и близлежащим переулкам закончена. Отправляйтесь дальше через Пречистенские ворота к станции метро «Кропоткинская».